АГНИ

АГНИ

Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Сокровенного Учения Шамбалы. Книга 3 (5 часть)



               ( Избранное )


      Жизнь не может проявиться непосредственно
из духовного состояния в физическое.
_________________________________
Расширение представлений о свойствах астрального тела.
_______________________________________________________

     Желания и чувства – бесчисленны, и эти энергии совершенно 
необходимы для Мира Бытия. Разумеется, есть желания и чув- 
ствования низшего порядка, а есть высшего, духовного порядка. Есть 
чувствования заземленные – животные эмоции. Но есть и менталь- 
ные чувствования. Есть и духовные чувства. Если бы в духовном 
мире не было чувства любви, не было бы и Бога, потому что Бог – 
это Любовь! Без желания сотворить Мир, не было бы Мира. А если 
не было бы чувства высшего сострадания и желания помочь сла- 
бому и неразумному, наши Духовные Праотцы, Старшие Братья по 
разуму, не пришли бы на помощь человечеству Земли. И мы про- 
должали бы до сих пор пребывать во тьме бессознательного, так и 
не догадываясь привязать к палке камень, чтобы в конце концов ког- 
да-нибудь построить космический корабль.
     Великие Учителя говорят, что чувство и мысль – это кузница 
мощи человека. (Правда, эти же энергии могут стать и разрушите- 
лями этой мощи.) Но для человека важно, чтобы не астральное су- 
щество толкало ментальное и подчиняло его своей воле. Важно, 
чтобы было наоборот: чтобы ментальное существо, как высшее, 
мыслящее, толкало существо астральное, не способное мыслить, 
и заставляло его действовать согласно своей воле. Другими сло- 
вами, чтобы именно мысль порождала соответствующее чувство 
и желание, соответствующее мысли, а не наоборот, что пока что 
преобладает в человечестве. 
     Разумеется, великое благо для человека и человечества, для всего 
мира, если мысль будет заряжена светом высшего мира, красо- 
той. Тогда и чувство будет прекрасным и желание возвышенным, 
благородным. К тому же, нам говорят, что сильной мыслью и во- 
лей можно породить чувство, совершенно независимое от... вне- 
шних условий. Ведь тогда даже в темнице человек будет чувствовать 
себя свободным и в бедствиях можно быть счастливым. Но мысль 
ментального существа бывает сильной и возвышенной только тог- 
да, когда оно слышит голос высшего, духовного, существа, – когда 
ум слышит голос сердца и беспрекословно повинуется его воле.

    Однако астральную ступень чувствознания не будем отожде- 
ствлять с куда более высокой, более чувствительной степенью шес- 
того чувства, которая присуща ментальному существу. И, тем бо- 
лее, с той, которая присуща духовной сущности человека – челове- 
ческой душе. Ведь даже в тонких телах людей шестое чувство раз- 
вито неодинаково. 

     Тому, что у подавляющего большинства людей пока астральное 
тело более развито и намного сильнее, чем тело ментальное, есть 
две основных причины: 
     1. – астральное тело намного старше ментального; 
     2. – большинство людей пока так и не полюбили процесс мыш- 
ления, т. е. не любят наращивать силу мысли, ее четкость, устойчи- 
вость; не развивают воображение (разумеется, в аспекте красоты, а 
не в духе примитивных и грубых кино-боевиков и фильмов ужасов, 
заполонивших кино и телеэкраны старого мира); не любят следить за 
мыслями, очищая голову и сердце от мыслей недостойных и сорных. 
     Уже знаем: астральное тело человека двойственно. (К слову, 
ментальное тело также двойственно, – все в Мире Материи, в Мире 
Бытия двойственно.) 
     Высшее астральное тело – тонкое тело – сложено чисто че- 
ловеческими чувствованиями и желаниями, которые совершен- 
но не знакомы ни одному самому развитому животному Земли, даже 
несмотря на то, что многие слова, употребляемые для определе- 
ния животных и человеческих ощущений одни и те же. В этом спис- 
ке отыщется и слово "любовь" и слово "нежность", "самоотвер- 
женность", "преданность", "ревность", "непостоянство", "жесто- 
кость" и т. д. 
     Низшее тело – астрал – сложено теми же астральными энер- 
гиями (чувствованиями, желаниями), которые есть у животных. 
Они присутствуют в организме человека как рудименты, оставши- 
еся от далекого прошлого, когда дух осваивал все стадии земного 
животного царства. 
     У животных есть только низшее астральное тело. И оно срод- 
ни тому, которое у человека называется низшим астральным те- 
лом, или просто астралом. Низшая астральная сущность сложена 
из самых грубых частиц. К человеческой природе и жизненной не- 
обходимости эта сущность уже имеет то же отношение, что и коп- 
чик или едва заметный пушок по всему телу, а у иных мужчин – 
остатки довольно густого шерстяного покрова. 
     Так как эмоции, чувства, желания человека сменяются посто- 
янно, и их сочетания дают все новые и новые соединения, аст- 
ральное тело постоянно меняет свой состав. Только живя на Зем- 
ле, только пребывая в физическом теле, человек получает возмож- 
ность либо утончить до святости свое высшее астральное тело, либо 
огрубить его до звероподобности. 
     Сокровенная Наука говорит, что как можно изменить состав кле- 
ток физического тела, заменив мясную пищу с ее животной аурой 
на вегетарианскую, так можно сознательно изменять и облагора- 
живать состав астрального тела.
     Для астрального тела, как уже знаем, нет земных препятствий. 
Поэтому астральное существо может проходить через физические 
земные объекты (каменные стены, запертые двери; может прони- 
кать в физические тела человека и животных; оно может ходить по 
океанскому дну, как мы ходим по земле). Если в человека проникает 
то, что в народе называют "бесом" (в Теософии подобный опасный 
захватчик называется иначе, и о нем мы узнаем в следующем Разде- 
ле), притянувший это существо становится бесноватым, т. е. одер- 
жимым. Одержатель, завладев человеком, проявляет через свою не- 
счастную жертву свои естественные способности, поистине чудо- 
действенные для обитателя физического мира. 
     Астральное тело, как и физическое, состоит из молекул. Но коль 
астральное тело электромагнитной природы, то его молекулы это сгу- 
стки электромагнитной энергии. Но, как и для белковых молекул 
физического тела, для жизни астральных молекул подходит не каж- 
дая среда. К примеру, в вакууме астральное тело сформироваться 
не может, а значит, не может и существовать. Именно поэтому-то на 
другую планету человек в астральном теле не может полететь. 

     Физическое тело меняется каждое мгновение. И несмотря на 
то, что каждые 7 лет оно полностью обновляет все клетки, все же 
оно быстро стареет и часто болеет. 
     Астральное тело, хотя растет до самой смерти, но в отличие от 
тела физического, в течение жизни внешне не изменяется (в том 
смысле, что оно не стареет) и не болеет. 
     Причина, разумеется, в природе этих тел. Физическое тело со- 
стоит из белков. Астральное тело – из энергий. По природе своей 
оно электромагнитно. Поэтому, в отличие от физического тела, оно 
необычайно пластично и очень прочно. Физические мышцы мож- 
но хорошо натренировать и сделать эластичными, и все-таки они 
будут рваться, если их растянуть сверх предела, который очень мал 
для живых физических тканей. Но астральное тело способно рас- 
тягиваться во всех направлениях. 
 
     Астральное тело (как и все невидимые тела) – самосветящее- 
ся. Его светимость и цветовая гамма зависят от развитости (ши- 
роты) сознания, силы чувств и желаний и их качества (утончен- 
ности, одухотворенности). 
     У высокодуховного человека астральное тело необычайной кра- 
соты, оно сияет, переливаясь чудными, чистейшими цветами и оттен- 
ками, палитра которых для земного мира недостижима. Кроме того, 
такое тело благоуханно, оно источает поистине райские ароматы. 
     Астральное тело человека грубого, неразвитого и, тем более, без- 
нравственного, порочного, будет едва заметно, а то и вовсе не будет 
светиться,1) потому что сложено из самых тяжелых частиц астрала, 
очень близких к несветящимся физическим элементам. К тому же 
такое тело зловонно. 

     Как и физическое, астральное тело реагирует на газы. 
     В практической магии для вызывания астральных сущностей 
или их отпугивания пользовались различными ароматами. (При- 
митивные колдуны, к примеру, для этих процедур в одних случаях 
жгли вереск, в других – вербену.) 
     В Письмах Е. И. Рерих и в книгах Агни Йоги можем встретить 
рекомендации по защите от низких астральных сущностей с по- 
мощью ароматов. Рекомендуется запах хвои (даже советуется по- 
садить в горшочек маленькое комнатное хвойное деревце). Хорошо 
защищает запах эвкалипта, розового масла, мяты. 

     Многое из парфюмерии ХХ века, наоборот, привлекало именно 
порочных сущностей из низшего Астрала. Большинство духов и 
дезодорантов, иные разновидности мыла и т. д. в своем составе име- 
ют ароматические ингредиенты, специально предназначенные для 
того, чтобы привлекать сущностей низшего астрала и сильнее воз- 
буждать именно животные страсти. (Мы еще вернемся к этому воп- 
росу в следующей главе). Специфический запах также привлекает 
из пространства отвратительных и опасных астральных сущностей, 
тех, что порождаются нездоровым сексуальным воображением.1) 
     Если человек развращен, порочен, бездуховен, он, живя на Зем- 
ле, может пользоваться самыми дорогими духами. Однако, как только 
физическая оболочка сбрасывается, астральное тело такого челове- 
ка будет источать зловоние. В окружении таких астральных людей 
нормальный человек, и тем более высокодуховный, немедленно за- 
дохнулся бы от чудовищного запаха тления, от облаков отвратитель- 
ных удушливых газов, которыми пропитана вся среда обитания по- 
добных развоплощенных. Поэтому в отличие от земного мира, где 
на одном этаже могут проживать и в одной рабочей комнате могут 
трудиться и высоконравственные люди и порочные, в Тонком Мире 
предусмотрены разные слои для обитания столь разных людей. И 
совершенно исключено, чтобы граница этих слоев была бы нару- 
шена. Границы охраняемы абсолютно надежными Стражами. 

     Будем знать, что астральное тело можно повредить ножом, лю- 
бым острым металлическим предметом. Как сказано: астральное 
тело на саблю не устремится. 
     Можно нанести астральному телу рану и огнем. Поэтому креми- 
ровать физические останки не рекомендуется ранее трех дней после 
смерти. Е. И. Рерих говорит, что у многих людей астрал ленив и вы- 
ходит только на третий день, но нельзя же из-за этого "поджари- 
вать пятки".
     Конечно же, астральное тело, состоящее из частиц материи, сла- 
гающей наши чувства, прежде всего можно повредить... чувства- 
ми и желаниями. Когда при жизни наносятся удары по чувствам 
(а кто этого не ощущал?!), значит астральное тело получает травмы. 
И залечиваются такие травмы труднее, чем физические. 
     Еще раз напомним: после смерти человека самые тяжелые 
раны наносят ему, уже ушедшему в мир иной, уже невидимому, 
самые близкие люди, так любившие ушедшего. После смерти 
наша любовь должна быть еще более самоотверженной, и прояв- 
ляться она должна вовсе не так, как проявляется (в подавляющих 
случаях) при смерти близких. По своему незнанию мы мучаем 
ушедших близких своими горючими слезами и отчаянными, пусть 
даже безмолвными, призывами: "Вернись!". И в первые мгновения 
мучаем. И в последующие дни, недели, месяцы. Е. И. Рерих пишет, 
что возврат невозможен, и это каждому ясно. Но не ясно лишь, что 
ушедшему наносимые раны мучительны. И в Астральном Мире раз- 
воплощенному человеку залечивать их приходится очень долго и не 
без посторонней помощи.

                    О "плевелах" –
в аспекте сокровенной анатомии человека.
Или О "тени", которую отбрасывает душа после...
смерти земного тела.

     Продолжая знакомство с Тонкой Сферой "мира сего", узнаем еще 
об одном классе астральных существ, которые имеют прямое отно- 
шение к человеку. Это класс элементариев. 
     Слово "элементарий" – изобретение каббалистов средневековья, 
которые еще были знакомы с неискаженными основами древнеев- 
рейского тайного учения – Каббала.
     То, что каббалисты называли элементариями, Пураны древней 
Индии задолго до них называли гоблинами. В южно-индийских на- 
родных верованиях эти сущности известны как пишачи, и отноше- 
ние к ним связано с отвращением и ужасом (люди даже стараются 
не произносить это слово). В остальной Индии чаще всего эти су- 
щества называются бхуты, – это та же нечисть, которую в России 
именуют "бесы", "черти". В Европе их называют демонами, духа- 
ми, лярвами.  Но, признаемся, что даже знакомые названия мало 
что нам говорят. 

     "Для меня совершенно очевидно, – пишет Е. П. Блаватская в сво- 
ем сборнике "Тайные Знания", – что они (так называемые спириты, 
спиритуалисты, организаторы спиритических сеансов, – ред.) пу- 
тают понятие "элементарии" – означающее порочных, земных, и 
все-таки человеческих духов – с понятием "элементалы" или духи 
природы". (Выделено Л. Д.) 

     Но эти понятия путают не только те, кто по своему легкомыслию 
испытывают тягу к спиритическим сеансам и к практической ма- 
гии. К сожалению, многие поверхностно интересующиеся сокро- 
венными знаниями, также смешивают термины "элементарии" и 
"элементалы". Но эти классы астральных существ разнятся так же, 
как, например, "Урарту" 1) и "уретра",2) или слово "замок" (в смыс- 
ле "здание"– ударение на первом слоге) и "замок" (амбарный замок 
или замок сейфа – ударение на втором слоге). 
     Много путаницы и относительно того, что можно, а что нельзя 
именовать элементарием? То ли это все развоплощенные люди – 
т. е. все умершие на Земле и продолжающие существование в осо- 
бой области иного мира в какой-то иной форме? То ли это только 
те ужасные человекоподобные (нелюди), кто еще при жизни ут- 
ратили связь со своей высшей душой? 
     Лярвы, говорит Е. П. Блаватская, "это... тени тех, кто жил на 
земле, равным образом как добрых, так и злых".4) 
     Здесь мы постараемся понять, почему и к доброму человеку и к 
злому применяется один и тот же термин. Быть может, их "тени" 
имеют качества, общие для тех обитателей Астрального Мира, ко- 
торые относятся к классу элементариев? 
     Именно так. Несмотря на то, что элементарии, как и земные люди, 
существа разные по характеру, наклонностям, пристрастиям, по 
умственному развитию, тем не менее, их всех объединяет свойство, 
которое в посмертном существовании будет присуще и злым лю- 
дям и добрым. Что же это за свойство? 

     Уже говорилось, что после смерти, человек оказывается в своем 
тонком теле, в котором вскоре начинается очень серьезное переуст- 
ройство. Фактически происходит раздвоение прежде единого чело- 
веческого естества. После земной жизни две души человека – жи- 
вотная и божественная (душа человеческая) уже не будут, как на 
Земле, в общем футляре – физическом теле. Они разделятся, и каж- 
дая продолжит надземное существование сама по себе – каждая в 
своем мире. Повторим древнее сравнение: после смерти человеку 
будет предложено выйти сразу через две двери, и одна поведет вниз, 
другая – вверх. 
     То, что идет вниз, в особую область Астрального Мира, и реко- 
мендовано именовать элементариями. 
     Таким образом, элементарий не имеет отношения к высшему 
миру, а значит, и к человеческой душе – к бессмертной Индивиду- 
альности. Это, говорят нам, часть человеческой личности, причем 
ее худшая часть. 
     А так как личность – носитель низшей, животной души челове- 
ка, следовательно, элементарий – остаток животной души. Было 
сказано, что это худший остаток личности. Но куда же делась ее 
лучшая часть? 
     Все, что было в человеке лучшего, все, что душа сочла полез- 
ным для себя, как для существа духовного, она выбирает из лич- 
ности и уносит с собою в высший мир. А то, что ей совершенно не 
нужно, она отбрасывает в низший мир. Фактически душа отбрасы- 
вает от себя то, что не могла отбросить, живя на Земле – свою "тень"!1)
     Душа человеческая (Манас-Буддхи, пятый принцип) выбирает 
из четвертого принципа только высоконравственные и духовные 
мысли, которые обязательно примагничивают к себе и вытаскива- 
ют за собой из третьего принципа (тонкого тела) такие же пре- 
красные чувства и возвышенные желания. Это сложит высшую 
дуаду. 
     Но все бездуховное (а к этому относятся даже хорошие каче- 
ства личности, но с частицами эгоизма и корыстолюбия) и, тем 
более, все плохое, заземленное, безнравственное, что останется 
в остатках человеческого рассудка (кама-манаса) составит низшую 
дуаду. Это будет лишь тень бывшей земной личности, камарупи- 
ческое существо или просто кама-рупа ("рупа" – на санскрите 
означает "форма"). Это еще одно (теософическое) наименование 
элементария. 
     Так же, как астральное существо, именуемое психо-астральным 
зародышем, нельзя называть человеком, так нельзя называть че- 
ловеком и элементарий, хотя оба они и имеют к человеку самое 
непосредственное отношение. Но первое, как уже знаем, пассивно 
ждет своего времени воплощения на Земле. Это еще не человек. 
Второе – уже было воплощено и было частью земного человека. 
Но после земной смерти личность прошла посмертные преобразо- 
вания, и то, что от нее осталось в Астральном Мире, уже не человек. 

     Элементарий следует воспринимать как бездуховный отброс че- 
ловеческой души, выброшенный в Астральный Мир, словно на свал- 
ку жизненных отходов. 
     Но такой отброс нельзя сравнивать с бытовыми отбросами, гни- 
ющими на свалках. Это не нечто неодушевленное, безглазое, непод- 
вижное, наподобие отброшенного физического тела в момент пере- 
хода человека в иной мир. У этого астрального существа есть харак- 
тер и упорство в достижении намеченной цели (которая никогда не 
бывает благородной). В элементарии остаются также остатки зем- 
ного сознания, которое со временем постепенно гаснет и становит- 
ся путанным. 
     Высшего (духовного) разума у элементария, конечно же, нет. 
Нет ни одной высоконравственной и духовной мысли, нет благо- 
родных желаний и чувств. Но все остальные чувства, желания и 
мысли, которые человек накопил при жизни... по-прежнему при нем 
– при развоплощенном! И эта "тень" человека наделена не только 
колоссальной чувственностью. Как сказано, у этой "тени" есть ум, 
и в редких случаях ее интеллект бывает довольно развитым. И он 
может быть даже не меньшим, чем был при земной жизни. 
     Процессы, приводящие к рождению в Астральном Мире эле- 
ментария, можно образно представить как отделение зерен пшени- 
цы от плевел, когда для человека, завершившего свой очередной 
земной сезон (очередной срок пребывания на Земле) наступает вре- 
мя жатвы. 
     В земном мире человек сеял (разные причины). Теперь в мире 
надземном будет жать – пожинать плоды, т. е. ощущать на себе след- 
ствия этих причин. Но прежде пшеницу надо отделить от плевел. Если 
рассматривать это сокровенное изречение в анатомическом аспек- 
те, то пшеница и плевелы – могут быть восприняты как части одного 
и того же человека, – ведь каждый в течение жизни накапливает как 
хорошее, так и плохое, как ценное для роста души, так и совершен- 
но ей не нужное и даже очень вредное. Теперь все полезное для 
души надо будет отделить от неполезного. 
     Из зерен пшеницы, когда они будут посеяны в новой жизни, вы- 
растет человек, – пусть еще не совершенный, но все же человек, 
который будет при желании совершенствоваться. 
     А вот плевелы, – это элементарий. Из него человека уже не полу- 
чится! В элементарии уже нет того, что делает человека челове- 
ком – нет высшей, человеческой, души. 
     Как плевелы только видом своим напоминают пшеницу, а на са- 
мом деле ядовиты, и хлебом, испеченным из пшеницы, в которой 
оказались и плевелы, можно отравиться, так и элементарий, если 
бездуховные энергии в земном человеке были сильны, будет жить 
в Астральном Мире достаточно долго и будет стремиться отрав- 
лять жизнь живым людям. 
     Эта лярва не умрет так быстро, как должна была бы умереть за 
своей ненадобностью. Тяготея к земной жизни и земным сокрови- 
щам, она будет стремиться во что бы то ни стало укреплять свои силы,
подпитываясь жизненной энергией живых людей, которые притянут
ее аналогичными качествами характера. Даже умерев, такой элемен- 
тарий оставит в низшем Астрале свой астральный труп (скорлупу), 
которая также будет разлагаться долго. По-прежнему примагничива- 
ясь к земной сфере, скорлупа с остатками разлагающегося путаного 
сознания также будет стремиться укреплять остатки своей жизнен- 
ной силы за счет людей, тяготеющих ко всему негативному и мерзос- 
тному, наподобие образов, которые внушаются фильмами ужасов. 
     Если при земной жизни в человеке были сильны животные стра- 
сти, было много злобы, ненависти, жестокости, если он жил силь- 
ными устремлениями только эгоистичной природы, то такой силь- 
ный своей негативной жизненной силой элементарий может даже 
дождаться... нового воплощения "своей" бывшей души. Он будет 
ожидать этого момента, находясь у самого порога воплощения, что- 
бы тут же ринуться в смертельную битву с новым астральным су- 
ществом. Яростно желая снова оказаться на Земле в плотном чело- 
веческом теле и жить, продолжая свои презренные дела, эта лярва 
иногда может даже... победить новый астрал и вместо него вой- 
дет... в будущую личность. И тогда на одного злобного и бездухов- 
ного человека на земле станет больше. Плевелы, если они будут в 
большинстве, могут заглушить ростки пшеницы... 

     Разумеется, разделить духовное от бездуховного куда труднее, 
чем разделить обычные зерна злаков. Но разделение личности на 
два существа процесс естественный и происходит он вне желания 
или нежелания человека – помимо его воли. И в большинстве слу- 
чаев этот процесс для земного человечества пока неприятный и 
даже болезненный. 
     В чем причина этой болезненности? 
     Если мы скажем, что сила болезненности зависит от соотноше- 
ния добра и зла в человеке, это будет правильно. Но если нам ска- 
жут, что отсутствие болезненности или ее наличие и сила этой бо- 
лезненности зависит от соотношения Света и тьмы, накопленных 
человеком за земную жизнь, это нам покажется метафорой. 
     Однако это надо понимать буквально. И тогда еще лучше пой- 
мем точность так часто встречающихся и диаметрально противопо- 
ложных понятий: "Силы Света" и "силы тьмы", "темные силы", "тем- 
ное воинство", "темные". Вспомним: в отличие от материи физи- 
ческой, которая только отражает свет, но сама по себе не светится, 
материя, слагающая надземные миры, самосветящаяся. Но ее све- 
тимость, а значит, светоносность астральных существ, зависит от 
степени разреженности или утонченности их тел. Если эта степень 
минимальна, плотность их тела приближается к физическому со- 
стоянию материи. Поэтому тела таких развоплощенцев светятся 
настолько слабо, что их едва можно различить в таких же темных 
(грубых) слоях Астрального Мира, где они, согласно закону Анало- 
гии, должны обитать. В случае же полной бездуховности такие тела 
вообще не содержат света, потому-то эти сущности и называются 
"темные", "темные силы", "силы тьмы", "служители тьмы" и т. п.
     Если чувствования и желания человека при жизни были благо- 
родны, высоконравственны, возвышенны, то астральное тело та- 
кого человека утончено. Чем оно более утончено (т. е. чем оно бо- 
лее разрежено, а следовательно, и более одухотворено), тем оно 
светоноснее, лучезарнее. Следовательно, оно и... легче. Почему? 
Потому что дух, в отличие от материи, вообще не имеет веса! Оду- 
хотворенное астральное тело на несоизмеримую величину легче 
астрального тела, отягченного грубыми чувствованиями. От того 
его и возносит вверх, к высшим сферам обитания. 

     И вот тут мы узнаём еще одну замечательную тайну, которая ка- 
сается Света, заключенного в тех сокровищах духа, которые Хрис- 
тос призывает собирать вместе с ним. Оказывается, именно от ко- 
личества накопленного Света или тьмы зависит, будет болезнен- 
ным процесс посмертного разъединения животной и человечес- 
кой души или не будет. От светонасыщенности человеческого орга- 
низма или от его отемненности также зависит, как долго будут про- 
должаться посмертные страдания в той особой области Астраль- 
ного Мира, которая называется у христиан чистилищем и адом. 
     Еще в до-потопные времена Сокровенная Наука учила, что Свет 
преодолевает даже силу тяготения. 
     И поскольку астральное тело высоконравственного, высокоду- 
ховного человека на несоизмеримую величину легче тела малоду- 
ховного человека, то после земной смерти, Свет, находящийся в 
тонком теле, легко отрывает его от земной сферы и быстро про- 
носит через тяжелые нижние слои Астрала. 
     Последующий процесс отделения души от астральной оболочки 
скор и безболезнен. Когда душа входит в ментальные сферы, ее аст- 
ральная оболочка – астральный сброс, – должен остаться в Астраль- 
ном Мире, подобно тому, как сброшенное земное тело осталось на 
Земле. Этот легчайший лучезарный остаток быстро рассеивается в 
высоких, прекрасных, светоносных астральных сферах без каких- 
либо страданий. 
     Но у астрального тела, в той или иной степени отягченного зем- 
ными сокровищами, светоносная сила слаба. Поэтому такое тело 
притягивается к земной сфере, – т. е. оно оказывается в астральных 
слоях, прилегающих к Земле. И процесс "вытаскивания" из такого 
грубого астрального тела частиц Света достаточно болезненный и 
длительный.


                                   


                             



     
                        Подразделения элементариев.
___________________________________________
Об отбросах, которым предназначается "геенна огненная".
И об отбросах, которым она не грозит. А также о тех, самых несчастных
и невежественных людях, которые не живы и не мертвы.
__________________________________________________________
Группа первая. Эволюционные отбросы.

     Элементарии подразделяются на 3 группы. 
К одной из групп, назовем ее первой, относятся эволюционные 
отбросы – космические отбросы. Это те существа, которые име- 
нуются "темными силами", "темными", "служителями тьмы", "тем- 
ным воинством", "сатанистами" и т. п. Это – бывшие люди, кото- 
рые по собственной вине потеряли человеческую душу. Точнее, 
человеческая душа еще при земной жизни покинула эти лично-
сти по причине их полной растленности, полного погружения 
во тьму, т. е. по причине абсолютной бездуховности (или же по 
причине сумасшествия). 
     Такая личность, лишенная человеческой души, после земной 
жизни продолжает свое существование в низших слоях Аст- 
рального Мира... не частью своей, а... полностью! 
     Душа человеческая несказанно сострадательна и сверхчеловечес- 
ки терпелива. И потому она не бросает немедленно даже такого че- 
ловека, который, казалось бы, погряз в грехах. Если душа видит, что 
в человеке осталась хотя бы искорка Света (духовности), она изо 
всех сил старается удержать такую несчастную личность от ее окон- 
чательного падения во тьму – фактически от смерти. И только, если 
безумец яростно сопротивляется спасению и продолжает творить 
зло с еще большей силой, душа человеческая порывает связь с ним. 
     "Двуногие" – так названы Великими Учителями эти без-душные, 
без-сердечные существа, у которых от человека осталась только вне- 
шняя, физическая оболочка. Они укрываются и в особых закоулках 
низшего Астрала и, как уже говорилось, в... физических человечес- 
ких телах, их притянувших. Такая личность продолжает жить на 
Земле, нередко даже очень активной жизнью! Но она уже выпала из 
цепи человеческой эволюции. Она уже не эволюционирует, а ин- 
волюционирует, – т. е. идет не вперед, не вверх, а назад, вниз. Это 
существо в облике человека живет, но надежды на истинную жизнь 
у него нет. Это – живой мертвец, – ведь бессмертие, жизнь веч- 
ная, гарантирована человеку только в том случае, если серебряная 
нить, связывающая личность и Индивидуальность не порвана! 
     Участь этих живых мертвецов ужасна. Но, к сожалению, подоб- 
ные эволюционные отбросы не уничтожаются в "геенне огненной" 
немедленно после земной смерти. На какое-то время им удается убе- 
жать от гибели, потому что некоторые знают законы психической 
энергии и, используя их, могут достаточно долго задерживаться в 
низших слоях Астрала. 
     Е. П. Блаватская говорит, что, прежде чем окончательно разло- 
жившиеся личности будут уничтожены, эти "братья тени" будут 
"вампирами" и "звездами спиритов". 
     Они могут еще какое-то количество раз и воплощаться, подобрав 
себе соответствующее нечистое чрево. И иная женщина, притянув 
нечистыми мыслями нечисть, станет вынашивать в своем чреве на- 
стоящего дьяволенка.
     Такое случалось во все времена. Но в период Армагеддона, охва- 
тившего и Плотный Мир, и Тонкий, без-душных рождается огром- 
ное количество. И в связи снова вспомним великого Парацельса ("De 
Fundamento Sapientae"): 
     "Одни дети рождаются с небес, другие – из преисподней, ибо 
каждое человеческое существо обладает врожденными склоннос- 
тями, и склонности эти принадлежат духу и указывают то состо- 
яние, в котором существовал он до своего рождения. Ведьмами и 
колдунами не становятся в одночасье; они рождаются с силой тво- 
рить зло". 

     Духовный кризис, который, начиная с XX века стал приобретать 
все более и более угрожающие размеры, обусловлен чрезычайно 
легким проникновением в земную сферу именно "двуногих", рож- 
денных, как говорит Парацельс, не "с небес", а "из преисподней". 
     Но, к беде человеческой, лярвы, как уже знаем, вселяются в тела 
и взрослых людей, созвучных им по вибрациям. Они могут даже 
почти полностью вытеснить астральное тело человека и завладеть 
телом физическим, став его единовластным хозяином. Такие лярвы 
особенно опасны и чудовищно жестоки, они изобретательны и упор- 
ны в достижении целей, которые всегда несут разрушение. Иная 
темная личность, наиболее сильная, может даже достичь вершин 
власти, получая возможность творить зло в больших масштабах. Но 
чем дольше эти отбросы в человеческом обличии живут, тем про- 
должительнее и мучительнее будет окончательное развоплощение 
их принципов и уничтожение в горниле Пространственного Огня.

     Элементариев этого класса неудержимо тянет к Земле, к лю- 
дям, близким им по характеру и наклонностям. Агрессивность и 
злоба подобных существ не имеют границ. Атака на человека, кото- 
рого лярвы этого класса выбрали своей жертвой, чудовищна. 
     Этот класс элементариев способен внедряться даже в... есте- 
ственных элементалов, – т. е. в духов стихий! И в этом, очевидно, 
одна из причин совершенного "без-душия" стихий: к злобным энер- 
гиям земных живых людей (которым стихии уподобляются) при- 
бавляется злоба абсолютно бездушных астральных сущностей – 
лярв, воплощенных в стихии. 
     
Группа вторая. Отброс, но... не эволюционный сор.

    Элементарии этой группы – также бездуховный отброс. Но в 
данном случае его не нужно путать с элементариями предыдущей 
группы. 
     Это остатки личностей бывших обычных земных людей, у 
которых при жизни связь с высшей душой устойчиво сохранялась и 
которые продолжают развиваться, эволюционировать. То есть, речь 
идет практически о всем человечестве, которое по природе своей 
пока еще далеко не совершенно. 
     Именно о таких отбросах личности говорилось с самого начала 
главы во всех предыдущих беседах. Данный отброс – это всего лишь 
уничтожаемая часть личности. Это самостоятельное, более-ме- 
нее сильное астральное существо, у которого, как уже знаем, есть 
ум и сохранена память о прошлой жизни на Земле, и которую зани- 
мают земные дела, разумеется, касающиеся только совершенно без- 
духовной части жизни. (Примеры отыщите сами, – их вокруг сколь- 
ко угодно!) 
     Другая часть – неуничтожима, потому что одухотворена. Она 
входит в душу человеческую, наполняя ее новым опытом и новым 
Светом. Передохнув от земных трудов и осмыслив опыт прошлой 
жизни, душа, спустя некоторое время, пошлет на Землю новую лич- 
ность, чтобы продолжить процесс своего роста. 
     Ни у кого не вызывает сомнения, что такие сферы нашей жизни, 
как научная и литературная деятельность, живопись, музыка, театр, 
прикладное искусство, архитектура и строительство, изобретатель- 
ство, врачебная и учительская работа, а также предпринимательство 
и другая экономическая деятельность и деятельность религиозная, 
юриспруденция, дипломатия, торговля, политика, спорт, воинская 
служба и пр., и пр., необходимы для развития цивилизации наше- 
го типа, – цивилизации, которая развивает рассудочный ум, ин- 
теллект. 
     Но Учителя Шамбалы говорят, что люди, достигшие в этих сфе- 
рах даже самых больших высот, если только их деятельность не спо- 
собствовала росту их собственной духовности, и несла на себе 
явные или скрытые энергии самости, эгоизма, личной корысти, 
оставляют все достижения интеллекта... элементарию! Жаль, 
правда? 
     Но такое уж злокачественное свойство у самости. Но почему так? 
Быть может, мы удивимся, а то и будем недоумевать, если узна- 
ем, что человеческую душу достижения даже самого могучего 
интеллекта сами по себе совершенно не интересуют, если они 
были движимы самостью и напитаны эгоизмом, тщеславием, гор- 
дыней, корыстью и т. п. – любыми личностными устремления- 
ми. Человеческая душа – сущность надличностная, обитающая в 
Мире Духа, не может, образно говоря, "переварить" такие энергии 
по той же причине, по которой человеческий желудок не может пе- 
реварить жареные гвозди или пироги из бетона, начиненные щеб- 
нем. Энергии личностные не могут питать душу, а потому она с 
одинаковой легкостью отбрасывает как бездуховные достижения ин- 
теллектуального гения, так и достижение дегенерата, к двадцати 
годам в конце концов научившегося завязывать шнурки на ботинках. 
     Темные охотятся за большими интеллектами, напитанными эго- 
измом. Но Учителя Света никогда не поручат интеллектуально ге- 
ниальному, но бездуховному человеку быть носителем их идей и 
исполнителем их поручений! Они, скорее, воспользуются личнос- 
тью, в которой духовность превосходит интеллект, и последний 
может быть иногда совсем небольшим. 
     Если, допустим, иной политик употребляет политику, образно 
говоря, как лопату, которой он в поте лица вскапывает огород, на 
котором выращивает картошку с тем, чтобы ее раздать другим, ос- 
тавив для себя лишь самую малость наихудших картофелин, – вот 
такое альтруистское, духовное качество личности политика, вне 
сомнения, заинтересует его душу и Учителей Шамбалы. Но если 
политик утверждает, что нравственность и политика несовмес- 
тимы и живет по этому аморальному закону, – то такой политик не 
может быть проводником Света. Если олимпийский чемпион добы- 
вает свою победу только для общего блага, полностью отрешась 
от каких бы то ни было личных благ, не имея даже ни капли тщесла- 
вия, – его устремление быть лидером не достанется элементарию, 
потому что это устремление сверхличностное. Но история уходя- 
щей расы пока не знает имени такого чемпиона. 

     После смерти астрального существа остается астральный 
труп, или скорлупа – астро-психические останки. Скорлупы тоже 
относятся к классу элементариев. Но если физические останки у 
человека в единственном числе, то астральных бывает несколько. 
Жизнь и смерть элементария необычна. 
     Когда начинается посмертная перестройка организма, надо 
иметь ввиду, что тонкое тело многослойно. Его внешний слой со- 
стоит из более грубых частиц, соответствующих грубым, низмен- 
ным чувствам и желаниям, которые накоплены при земной жизни. 
В оболочке из такой астральной материи развоплощенный человек 
пребывает в соответствующих слоях Астрала. По мере истощения 
грубых энергий эта оболочка сбрасывается, и развоплощенный че- 
ловек оказывается уже в менее грубой. В ней он уже может поднять- 
ся на более высокий уровень Астрального Мира, соответствующий 
качеству его нового покрова. Как только истощится энергия этой 
оболочки, она также, словно скорлупа, сбрасывается, а человек мо- 
жет подняться еще выше. Так, одна за другой, последовательно сбра- 
сываются все астральные оболочки, и затем человек в теле мысли 
переходит уже в такой же многослойный Ментальный Мир. 
     Как земные тела остались на Земле, так и мертвые астральные 
оболочки многослойного астрального тела остаются, пока не разло- 
жатся, в соответствующих слоях пространства Астрального Мира. 
Но в отличие от неподвижно лежащего в Земле физического трупа, 
у которого нет сознания, откликающегося на человеческое созна- 
ние (или наоборот), астральные трупы-скорлупы остатки созна- 
ния все же имеют. Но их сознание гаснущее.1) В зависимости от 
силы энергий, заключенных в астральных останках, они какое-то 
время будут бродить по Астральному Миру, а потом рассеются в 
пространстве. 

     Сколько времени будет разлагаться в земле физическое тело, 
столько времени будет распадаться в астральном пространстве и его 
двойник. Именно его и можно видеть как привидение над могила- 
ми. Если кому-то доведется увидеть такой призрак, пугаться не нуж- 
но. По сути эта молчащая воздушная сущность сложена из газов, 
выделяющихся из разлагающегося физического тела. 
     Единственная разница та, что в астральном двойнике остат- 
ки жизненной силы проявляются сильнее и его сознание гас- 
нет не так быстро, как у физического тела. К тому же, в отличие 
от неподвижных физических останков, астральный труп... под- 
вижен! 
     Но так как в этих останках, как было сказано, жизненная сила 
еще какое-то время проявляет себя, то проявляется и желание жить. 
А следовательно, скорлупы устремляются обратно в земной мир, 
надеясь восполнить угасающую силу за счет жизненной силы лю- 
дей. Самую замечательную возможность им предоставляют медиу- 
мы и люди, присутствующие на спиритических сеансах, на которых 
они через посредство медиума ведут беседы вовсе не с дорогими 
усопшими и не с духом вызванного гения, а... именно с элементари- 
ем в содружестве с элементалом, которые могут даже показать им 
облик близкого человека!

Группа третья. Не мертвые и не живые.

     К этой группе относятся самоубийцы, казненные преступники, 
люди, погибшие насильственной смертью, жертвы несчастных 
случаев, а также те, кто погиб в различных катастрофах и войнах. 
     Древние это знали. Мы уже вспоминали одного из персонажей 
античной мифологии – мрачного старца Харона, перевозчика душ 
умерших людей по рекам, текущим в подземном царстве Аида. Но 
легенда говорит, что, оказывается, Харон перевозил не всех умер- 
ших, но только тех, "чьи кости обрели покой в могиле", т. е. всех 
умерших в срок, данный Богами. Те, кто умер другой смертью, не 
считались умершими. А потому их в подземное царство еще не пус- 
кали. Хотя и среди людей им уже места не было. Как видим, древ- 
ние мифы точно и образно отражали истинное знание, утерянное 
последующими поколениями. 
     Элементарии третьей группы особые. Это вовсе не те психичес- 
кие останки, как первые два класса, в которых (после окончательно- 
го разделения высшей и низшей дуады) уже нет связи с человечес- 
кой душой, нет прежнего сознания и воли. 
     Эти несчастные – те же, что были и при жизни. От прежних их 
отличает лишь отсутствие физического тела! Даже человеческая 
душа у третьей группы элементариев, можно сказать, еще при 
них. (Хотя правильнее было бы говорить о том, что серебряная
нить жизни, связующая животную и человеческую души, ослаб- 
лена или даже парализована.) 
     Трагедия людей, лишенных физического тела раньше положен- 
ного кармой срока, в том, что эти развоплощенные... не раздвои- 
лись на высшее и низшее естество! 
     Проходят положенные 40 дней. Проходит год, два, нередко и дол- 
гие десятилетия. А тонкие тела преждевременно погибших так еще 
и не рассоединились. 
     На Земле, в физическом мире, их считают мертвыми. 
     Но эти люди, хотя и без плоти, все еще живы! Живы по-земно- 
му, как люди, а не как элементарии. 
     Но на Земле, среди живых людей, им места... уже нет. 
     Но им нет места и среди мертвых... 
     Вот этим-то третья группа коренным образом отличается от всех 
элементариев. Это трагедия, о которой мы даже не имеем представ- 
ления. 

     Все люди, покинувшие земной мир естественно (т. е. в срок, оп- 
ределенный кармой), снова проживают прожитую на Земле жизнь, 
но... уже совсем по-иному! 
     Как живя на Земле, все люди, будучи двойственными по приро- 
де, иногда ужасно страдают и физически и духовно, а иногда ощу- 
щают себя на седьмом небе от счастья, так они какое-то время будут 
и страдать и ощущать невыразимое блаженство в своем простран- 
ственном существовании. Они вновь будут проживать прежнюю 
жизнь, – как бы повторяя то же, что было прочувствовано и про- 
думано на Земле. Но только теперь все это будет повторяться в 
мире, где не действует ни один закон земного мира; где нет ни 
одной вещи с ее прежними, привычными, земными свойства- 
ми; где все протекает в совершенно новых условиях, в совер- 
шенно ином теле, в совершенно ином состоянии сознания! 
     Но элементарии третьей группы свою положенную на Земле 
жизнь еще не дожили! 
     А ее во что бы то ни стало нужно дожить, – это непреложный 
закон кармы! 
     И дожить только на Земле! 
     Но пребывать на Земле, в земном мире, они могу только в зем- 
ном, физическом теле, причем, только в своем собственном! А это 
уже невозможно! Ведь у этих людей уже нет их физического тела!
     Значит, на Землю вернуться такой элементарий не может! 
     Но и Астральный Мир таких – полуживых, полумертвых – не 
впускает! Для обитания этих несчастных определен мир между 
небом и землей, мир полуфизический, пограничный слой между 
миром земным и астральным (его низшими слоями). 
     Благословенную помощь в этом промежуточном астро-физи- 
ческом мире получают лишь преждевременно погибшие малые дети 
и те самоубиенные, самоотверженное сознательное решение кото- 
рых спасти жизнь другого человека или многих людей превратила 
их преждевременную смерть в героический поступок. В том же спис- 
ке окажутся те жертвы насильственной смерти, которые были 
вынуждены лишить себя жизни... не по своей воле, а по приказу. 
(Как, например, великий мыслитель Сократ, которому было прика- 
зано отравить себя ядом цикуты.) Также получают бесценную по- 
мощь жертвы различных катастроф, которые при жизни были людь- 
ми высоконравственными, высокодуховными, никогда не имев- 
шими преступных намерений по отношению к другим людям и не 
имевшими желания покончить с собой. 
     Только эта категория развоплощенных получает бесценную по- 
мощь от незнакомых друзей, тружеников воинства Света, рабо- 
тающих во всех слоях Астрала. Эти не какие-то Ангелы или Ар- 
хангелы. Это – помощники Учителей и их учеников. Среди таких 
добровольных сестер и братьев милосердия есть немало... людей, 
еще живущих в земном мире. Свою гуманистическую миссию они 
выполняют во время сна. Эти добровольцы принадлежат к времен- 
ным посетителям Астрального Мира. В изолированных простран- 
ствах полуфизического плана они помогают погружать безвремен- 
но погибших людей, о которых только что было сказано, в прият- 
ный... сон. В этом состоянии те начнут как бы продолжать жить 
прежней жизнью. Они будут проживать недожитый остаток зем- 
ной жизни среди своих близких и любимых, – тех, которые стали 
частью их сознания. (Ведь мы помним, что все надземные миры, в 
том числе и полуфизический, – это нечто совершенно не похожее на 
земной мир или на любой другой мир физической природы. Это – 
миры природы психической и духовной. А потому, нас учат Муд- 
рые, правильнее воспринимать надземные миры как состояние – то 
или иное состояние нашего сознания.) 
     Но если человека еще нельзя было назвать достаточно духовным, 
и все же это был человек с нравственными принципами, он также  
может надеяться на помощь. Он также будет погружен в сон, только 
без сновидений. Это состояние будет наподобно потери сознания. 
Но и это можно считать величайшим счастьем для такого человека. 

     Элементарии названной категории не будут страдать, как 
страдают остальные обитатели этих тяжелейших сфер. Они оч- 
нутся от сна только тогда, когда, как было сказано, ими "будет про- 
жита" вся положенная по карме "земная жизнь", и наступит срок 
"естественной земной смерти". Тогда они, как и все другие люди, 
умершие естественной смертью, обнаружат себя в той области Аст- 
рального Мира, которая на санскрите именуется Камалокой. Это 
область Астрального Мира, где после разделения двух человечес- 
ких природ, начинается существование обычного элементария. Но 
об этой области "мира сего" мы узнаем в третьем Разделе. 
     Остальные несчастные, обремененные разными страстями, буду- 
чи людьми невысокой нравственности или личностями слабовольны- 
ми, или, наоборот, с сильной волей, но устремленной к злу, а то и 
вообще людьми развращенными, даже порочными и т. п., бодрству- 
ют на свою беду и беду человечества. Находясь между небом и зем- 
лей, но при полном земном сознании, том же, что было у них при 
жизни, находясь при такой же, как и при жизни, воле, эти развопло- 
щенные ощущают себя именно теми же, кем были до внезапного 
прекращения жизни. Полные жизненных сил, планов, распираемые 
от страшно обостренных страстей, чувств и желаний, элементарии 
этой категории яростно жаждут только одного – жить, жить, 
жить! И жить именно на Земле, от которой они оторвались прежде 
положенного срока. Безумное тяготение к земной жизни этих эле- 
ментариев не в состоянии представить ни один живущий человек.
     Как никто из элементариев, эта категория особенно привязана к 
Земле. Несчастных неудержимо притягивает магнетизм мест, где они 
жили или где случилась катастрофа. Их притягивает магнетизм мест, 
где совершилось преступление, в результате чего они погибли или, 
быть может, сами совершили тяжкое преступление, самоубийство в 
том числе. 
     Если такие преждевременно погибшие люди испытывали к кому- 
то ненависть и желание мстить, они будут продолжать ненавидеть и 
пытаться отомстить. Ненависть будет притягивать их к прежним вра- 
гам. Но если враг человек благородный, невидимые стрелы ненави- 
сти не повредят защитной оболочки его ауры и вернутся к породи- 
телю. 
     Если элементарий этого типа испытывал к кому-то страстное 
влечение, он и теперь будет стараться изо всех сил приблизиться к 
объекту своей страсти. Такое приближение для живого человека 
опасно. Но если объект страсти элементария светел и чист, ему нич- 
то не угрожает. Однако, если он так же наполнен страстями, так же 
безнравственен, как и сам элементарий, то скорее всего, он все-таки 
допустит приближение последнего. И тот станет настоящим вампи- 
ром – психическим вампиром. Это может отразиться на здоровье, 
как на физическом, так и на психическом. 
     Подобные элементарии стремятся любыми способами при- 
влечь к себе внимание людей, чтобы установить возможность 
общения. Они также чаще всего являются и причиной того, что ис- 
следователи психических явлений в ХХ веке называли "полтергейст" 
(дословно с древненемецкого – "шумный дух"). Эти элементарии ста- 
раются обратить на себя внимание стуками, шумами, свистом, каш- 
лем, воем, скрипами, шагами, топотом, иногда очень сильным. Оста- 
ваясь невидимками, они могут бросаться любыми физическими пред- 
метами: камнями, вещами; могут передвигать тяжелую мебель, пи- 
сать на стенах разные слова и т. д. Именно представители этой груп- 
пы, скорее всего, являются теми призраками, которые в течение ве- 
ков создали зловещую славу многим английским родовым замкам. 
     Никто из живущих не в состоянии представить, в какой ад пре- 
вращается пребывание между двумя мирами. Стократно усилен- 
ный огонь прежних страстей и пороков будет жечь несчастных 
столько времени, сколько лет или десятилетий ими еще не дожито 
на Земле. И есть только одна возможность уменьшить их стра- 
дания. Это – возможность совершить... преступление! И если че-
ловек при жизни был невысокой нравственности, он, скорее всего, 
использует эту возможность! 
     В человечестве, в котором духовность опустилась к критической 
отметке, элементарий легко находит подходящего по вибрациям зем- 
ного человека, в котором есть те же слабости, те же страсти, те же 
пороки, и вселяется в него, чтобы с помощью его органов чувств 
продолжать ощущать земную жизнь и удовлетворять свои преступ- 
ные желания. 
     В книге "Надземное" (2 ч., § 550) Владыка Шамбалы говорит, 
что в человечестве совершается много таких злодеяний, которые 
призваны... "ублажить невидимого злодея". 

     Люди называли их демонами, – продолжает Владыка Шамбалы, 
– но проще назвать их отбросами. Нельзя предполагать, что для 
одержания требуются какие-то мощные демоны. Каждый земной 
преступник непременно стремится стать одержателем и тем 
питать свою неизжитую ненависть. 
     Нужно признать, что не только малодушные, но и все предаю- 
щиеся сомнению легко становятся добычею одержателей. При 
таком заболевании человек не знает сам, что он делает, и посто- 
ронние изумляются скорой перемене лица. Но будет время, когда 
научные аппараты покажут двойственность таких опасно боль- 
ных. Много исторических событий произошло под одержанием, 
– не забудем этого. (Выделено Л. Д.) 

     Следует знать, что еще до решения элементария завладеть те- 
лом земного человека слабый дух уже был растлен и подготов- 
лен к злу. Однако Учителя не советуют тратить силы на опыты с 
одержимыми. 
Также будем иметь в виду, что жалеть одержимых не нужно! 
Это не просто бесполезное дело. Оно, скорее, даже вредное и небе- 
зопасное для того, кто начинает жалеть и сочувствовать, выслуши- 
вая одержимого и исполняя его просьбы, быть может, вроде бы и 
безобидные. Одержимые – очаги очень опасной заразы, а поэто- 
му их нужно избегать. Это не будет ни проявлением бессердечия, 
ни трусостью. 
     Оказать же помощь одержимым могут только очень редкие, ис- 
ключительно чистые и очень волевые целители, хорошо знающие, с 
чем имеют дело и что нужно делать в таких случаях. К тому же, 
помочь можно далеко не при любой степени одержания. В боль- 
     шинстве случаев помочь нельзя! Необходима только суровая 
изоляция таких психически заразных! 
     В Сокровенном Учении говорится, что многие будут изумлены, 
когда узнают, что немало одержимых можно заметить около... 
очагов духовности и в... самих очагах. Владыка Шамбалы поясня- 
ет, что так как разновидности одержания неисчислимы, то тем- 
ные находят такие формы, которые легко проникают в храмы и дру- 
гие духовные очаги. Он говорит, что "темные стремятся усилить 
стражу свою. Кто же, разве не одержимые, могут лучше помочь 
силам темным?" 
     Элементарий, ставший одержателем (как из числа только что 
рассмотренной группы полуживых людей, так и из числа других 
развоплощенных существ), совершает тягчайшее преступление 
против собственной высшей души и против эволюции. Кроме 
того, он губит и того, кто притянул его. Но, как уже знаем, не мень- 
шее преступление совершает и тот, кто притянул опасного гос- 
тя и позволил завладеть ему своей волей и сознанием. 
     Самая чудовищная форма одержания, когда одержатель по- 
степенно полностью овладевает волей притянувшего его чело- 
века, а затем полностью вытесняет хозяина и из его физического 
тела. В этом случае смерть прежнего хозяина (обозначим его Х – икс) 
происходит незамеченной. А вселившийся элементарий (назовем его 
У – игрек) начинает думать о себе, что он... Х. И хотя астральный 
убийца при этом практически утрачивает память о себе как о суще- 
стве астральном, все же он остается при своих преступных наклон- 
ностях и начинает совершать преступление за преступлением.  

      Не убий! Пролитая кровь будет взывать к мщению.
_____________________________________________

Миллионы погибших на войне жизнь должны дожить.
"Эпидемия страха" в благоденствующей Германии.
Небольшое повторение уже сказанного ранее в Прологе этой книги и
продолжение предыдущей беседы.
____________________________________________________________

     Уже много раз говорилось, что любая притча Христа, любое из- 
речение и завет имеет множество значений. Без сомнения, многие, 
совершенно неожиданные аспекты обнаружатся только в далеком 
будущем, когда наше сознание расширится настолько, что способно 
будет воспринять то, что сегодня ему не под силу. 
     Призыв Христа к человечеству "Не убий!" относится, прежде 
всего, к сокровенной истине. Е. И. Рерих скажет о ней, как о мен- 
тальном виде убийств, убийств с помощью мысли, которых на Зем- 
ле совершается намного больше, чем убийств с помощью физичес- 
ких предметов. 
     Но, изучая Сокровенное Учение, мы обнаруживаем, что и в фи- 
зическом убийстве есть собственная сокровенная истина. И связана 
она с тайной... крови. А тайна эта, в свою очередь, связана с... ог- 
ненными элементалами. 
     Так как все сущее семерично, следовательно, материальные (фи- 
зические) составляющие крови имеют и астральные, и ментальные, 
и огненные (духовные) аналоги. 
     Кровь человека (как и кровь животного) – главная жизненная суб- 
станция. И она, как всё физическое тело, также является творением 
духов стихий, которые, собственно, и есть сама кровь. И кровь, не- 
смотря на свое жидкое состояние, – это и огненные элементалы. А у 
этого класса природных духов, характер, как уже узнали, совершенно 
     иной, чем у остальных природных духов. Нам уже было сказано, что 
в отличие от полностью материальных духов стихий, духи огня при- 
знают только естественный, только природный закон своего ос- 
вобождения! Ведь только так они могут получить более высокий 
импульс жизни. А потому огненные элементалы никогда не про- 
щают людям своего преждевременного освобождения. И они бу- 
дут мстить за трагедию, в которую их вверг человек. (Смотри беседу 
"Что мы делаем, когда зажигаем спичку или взрываем бомбу?..") 
     Вот поэтому сказано, что пролитая кровь "взывает к мщению". 
Пролитие крови недопустимо! Однако человечество за свою исто- 
рию пролило бесчисленные реки крови. Пролитая кровь приносит 
беду народам – это месть духов огня, самая болезненная и страш- 
ная. Но ни один век не сравнится с невиданным кровопролитием 
ХХ века. И XXI век, едва начавшись, не мог похвалиться миром на 
планете. Кровь продолжает литься, дух растлеваться, а потому пла- 
нета уже не выдерживает напора огненной стихии, одна из которых 
напирает снизу – из недр Земли; другая – сверху, из Пространства... 

     В Прологе этой книги (в первой части) уже говорилось, как чудо- 
вищна война в оккультном отношении. Во время войн миллионы 
погибших солдат и мирных жителей вынуждены преждевременно 
лишаться своих физических тел, в результате чего огромное коли- 
чество развоплощенных людей переполняет пограничные слои 
между Плотным Миром и Астралом. 
     Погибшие не могут вернуться к живым. Но они не могут и ото- 
рваться от Земли, чтобы перейти в мир, где продолжается существо- 
вание людей в другой форме. Одна нога этих несчастных – уже в 
мире надземном, но другая – все еще на Земле. И так будет продол- 
жаться не один день, не один год... 
     Миллионы невидимок и во время войны, и спустя многие деся- 
тилетия после нее, бродят среди живых людей и страстно хотят жить, 
как все люди. На войне в огромном большинстве гибнут преимуще- 
ственно молодые мужчины, полные жизненных сил, мечтаний, не- 
реализованных желаний, страстей. Их жизненная сила, полученная 
при воплощении, когда они погибли, вовсе не истощилась, а потому 
требует немедленного применения! 
     Кармический закон был грубо нарушен, – жизнь прервана преж- 
девременно! Но, увы, ни один космический закон человечеству не- 
возможно отменить. Предопределенный кармой срок пребывания 
этих людей на Земле еще вовсе не был окончен.1) И они обязаны 
дожить жизнь до последнего мгновения! Так, к примеру, если сол- 
дат погиб в 1945 году 20-летним, а кармический срок его жизни в 
физическом теле был определен, допустим, 85 годами, то несчаст- 
ный по-настоящему умрет лишь в 2010 году. Что может сравнить- 
ся с 65-летней пыткой чувствовать, что ты жив, полон сил, но не 
имеешь возможности утолить ни одного желания?! 
     У человечества нет ни слов, ни звуков, ни красок – ничего, что 
могло бы передать страшную муку и безысходность огромной мас- 
сы погибших на войне людей! Быть может, в очень отдаленной сте- 
пени, это будет понятно... заядлому курильщику, не говоря уже о 
человеке, ставшем зависимым от алкоголя или наркотика. Для заяд- 
лого курильщика без сигареты трудно выдержать даже полдня. А 
если эту паузу в полдня – не исчезающую, не уменьшающуюся, а 
наоборот, все растущую, чудовищно усиливающуюся, – эту жгучую 
паузу-жажду покурить растянуть на... год? А если на... 65 лет? А 
ведь это всего-навсего пустяковина – табачная зависимость, зависи- 
мость от физического вещества. Несоизмерима зависимость от яв- 
лений (энергий) психической природы. Абсолютная невозможность 
их удовлетворения в Астральном Мире (Мире Желаний) причиняет 
человеку, потерявшему физическое тело, страдания, несравнимые с 
любой зависимостью от вещей физической природы. 
     Поэтому после войн очень многие погибшие люди остро жаж- 
дут жить. Они не могут отвлечь себя ничем, потому что неистреб- 
ленные земные страсти в неземном мире доводят их до исступле- 
ния, до безумия. Единственная цель, единственная мечта таких раз- 
воплощенных о том, чтобы удовлетворить свои желания и страсти. 
И многие, не задумываясь, становятся одержателями. Совершая 
тягчайшее из преступлений, они на какое-то время возвращаются в 
такой желанный для них физический мир. Они видят его физичес- 
кими глазами другого человека, слышат его ушами, ощущают 
его органами чувств, действуют его руками, ходят его ногами, 
мыслят его мозговым веществом, полностью или частично вы- 
тесняя на время астральное тело и сознание хозяина. Такой эле-
ментарий жестко заставляет свою жертву повиноваться своей воле. 
Завязывается узел преступных душ – одержателя и одержимого. 
Последний виновен не в меньшей степени, чем его агрессор, ведь он 
притянул его не случайно, но потому, что в прошлом уже был готов к 
злу. Такой узел очень и очень трудно развязать и в будущей жизни. 
     Мы, люди Земли, пока далеко не совершенны. Большинству еще 
очень далеко не то, чтобы до святости, даже до истинно человечес- 
кого облика, который предусматривает прежде всего стремление 
стать лучше и относиться друг к другу по-человечески. Но для тако- 
го высоконравственного облика следует избавиться от множества 
недостатков животной природы, и прежде всего от засилья почти в 
каждом человеке массы самых разных страстей – от, казалось бы, 
безобидных (к примеру, страсти к рыбалке или коллекционирова- 
нию спичечных коробков – до яростных страстей к наживе, к день- 
гам, насилию, власти и т. п., к которым человек иногда идет, как го- 
ворится, по головам, а то и трупам.)  

                Страшнее смерти тела.
Или Бойся того, кто может погубить душу!
___________________________________
Моральный порок заразен!
Избегайте нечистых мест и дурного общества!
_________________________________________________________

     Каждый психолог знает о влиянии на человека, особенно на де- 
тей, подростков, юношей и девушек, улицы и плохой компании. Оно 
чрезвычайно сильно и нередко превышает благотворную силу воз- 
действия родителей и педагогов. Психологи знают об этом, но их 
рекомендации терпят, как правило, крах. Это потому что им неведо- 
ма психохимическая (оккультная) причина опасности улицы, пло-
хой компании и многих вещей, опасных для сознания, на которые 
общество со второй половины XX века уже стало смотреть сквозь 
пальцы. (В частности, – на ранние сексуальные связи молодежи, на- 
чиная с подросткового возраста, на употребление алкоголя, табака, 
даже так называемых "легких" наркотиков, типа марихуаны и т. д.) 
     Психологи уходящего мира не были знакомы с природой 
мысли. В частности, с ее магнетическими свойствами, с ее спо- 
собностью осаждаться на предметах и излучать энергию, соот- 
ветствующую этим осадкам. Им была неведома природа Астраль- 
ного Мира, иначе они бы знали, что в плохой компании коллек- 
тивные флюиды насыщены эманациями низшего Астрала, ко- 
торый настолько заразен, что никакая физическая инфекция не срав- 
нится с его силой. Следовательно, психологи не могли объяснить 
молодым людям, что в плохих компаниях, кроме людей, обяза- 
тельно невидимо присутствует и множество отвратительных и 
очень агрессивных, а потому чрезвычайно опасных астральных 
сущностей. Это – элементарии низших сфер, среди которых есть и 
бывшие алкоголики, и наркоманы, и самоубийцы, и насильники, и 
развращенцы, и агрессивные преступники всех мастей. Они жаж- 
дут удовлетворить свои страсти через людей, они ищут себе подоб- 
ных. И легче всего для них сломить волю подростка или еще не ок- 
репшего духом юноши или девушки! 
     Бездуховная цивилизация сотворила много нечистых мест и сре- 
ди объектов общественного пользования. Как правило они всегда 
оформлены ярко, зазывающе, привлекательно для глаза легкомыс- 
ленного человека. Но опасный магнетизм этих мест – более тонкое 
явление, чем то впечатление, которое получают глаз и ухо. Атмос- 
фера многих общественных мест ядовита и чрезвычайно... при- 
тягательна для легкомысленного человека невысокой нравствен- 
ности, но жаждущего различных удовольствий. Тем более, она при- 
влекательна для человека, дух которого уже растлен. 
      Возьмем только один пример, – пьянство и алкоголизм. Это ста- 
рая болезнь человечества. Но ни одна эпоха еще не плодила столько 
миллионов окончательно спившихся мужчин – бедных и богатых, 
преуспевающих и обездоленных, старых и молодых, глупых, и ум- 
ных, бесталанных и талантливых! Но самое ужасное, что в XX веке 
пошел счет и на миллионы спившихся женщин. И совершенно не- 
виданное в прежних веках трагическое явление постигло многие 
страны – огромное число неизлечимо больных алкоголиков-подро- 
стков и даже детей! 
     Элементарии низшего Астрала, которые при жизни были пьяни- 
цами и алкоголиками, толпами невидимо теснятся не только в полу- 
подвальных грязных кабаках, пропитанных дешевым спиртным. Эти 
лярвы не меньше привязаны и к дорогим ресторанам и модным вин- 
ным барам, молодежным дискотекам и клубам, где беснуется пья- 
ная "золотая молодежь". 
     Любители спиртного подняли бы нас на смех, если бы им было 
сказано, что к их рту присасываются элементарии, которые при жиз- 
ни так же не мыслили жить без спиртного. Лярвы "пьют" не из рюм- 
ки. Они пьют ртом своей жертвы. И удовлетворение опьянением 
получают также с помощью жертвы. 
     Абсолютно все начинающие пьяницы на замечания близких от- 
вечают одинаково: они, мол, знают норму. Когда же зависимость от 
алкоголя становится явной, они утверждают, что, мол, стоит захо- 
теть, и они бросят пить. Одержатель позволяет твердить любые сло- 
ва, но он вовсе не собирается отпускать свою жертву. И если иной 
человек начинает искать любой повод, чтобы выпить, значит, он уже 
"подцепил" одержателя. Борьба с таким психическим насильником 
будет трудной и долгой. Одержатель никогда не устанет в такой бит- 
ве. Но если устанет человек, тогда, считай, он пропал. Всем извест- 
на народная поговорка говорит: "Вначале человек пьет вино, потом 
– вино пьет человека". Но вторая часть поговорки не вино винит. 
Разве народ не знает, что самому вину абсолютно все равно, кто его 
пьет: человек или свинья и пьет ли вообще кто-нибудь. На самом 
деле, люди издавна чувствовали, что не в вине тайна, а в самом че- 
ловеке. Но сокровенное древнее знание было утеряно.
     Лярвы также наполняют пространство там, где играют в азарт- 
ные игры, и вселяются в их завсегдатаев. Они всегда – в казино и в 
публичных домах. Они пожирают мозг авторов порнофильмов и 
фильмов ужасов. Они подстрекают на террор и прочие преступле- 
ния, получая глубочайшее удовлетворение, когда видят, что их пла- 
ны втягиваются в мозги отдельного человека или преступного кла- 
на. Притянувшие превращаются фактически в психических доно- 
ров астральных вампиров. 
   
                                           


                          
              

Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы 

( в 7 книгах )

                                                             Лариса Дмитриева     secretdoctrine.ru