
( Избранное )
Кто может ходить по воде, как по земле?
Кто может укрощать шторм?
_________________________________
Тот, кто идет по золотой середине.
__________________________________________
Равновесие – это и есть именно приведение стихий, находя- 

щихся в человеке, в равновесное состояние. Произойдет укро- 

щение стихий внутри человека – успокоятся стихии и во внешней 

среде. Это будет означать не только появление принципиально 

нового сообщества людей, которые будут строить жизнь на зако- 

нах Красоты и Любви. Когда мы говорим, что равновесие челове- 

ческих огней имеет прямое отношение к равновесию в природе, 

значит – речь идет об установлении мира с естественными эле- 

менталами, о дружеском сотрудничестве со стихиями. 

Если человечество духовно опускается, оно, разумеется, на- 

капливает низшие огни. Такие огни не созидают, а разрушают. 

На ту местность, на ту страну, где в людях собралось много низ- 

шего огня, обрушиваются стихийные бедствия: землетрясения, 

наводнения, ураганы, пожары, эпидемии. 

Мысль, находящаяся под контролем, – это подвластный 

воле человека, направленный и контролируемый огонь нео- 

бычайной творческой мощи.
( Г. Дорэ. Иисус идет по морю
)

Только тот, кто стал повелителем своего внутреннего огня, 

достигает и полного равновесия. В этом случае стихии (духи 

стихий) внешнего мира не могут не повиноваться такому че- 

ловеку. Поэтому овладевший внутренними огнями может и по 

воде ходить, и на воде сидеть; может и летать; и ураган на море и 

на суше укрощать, и даже утишать подземный огонь. Он может 

превращать воду в вино и делать из обычных металлов драгоцен- 

ные (трансмутировать элементы); может слюной исцелять слепых 

и одним словом поднимать с постели парализованных, даже воз- 

вращать к жизни мертвое тело и т. п. 

Когда человек умственно и духовно растет, тонкие центры его 

(чакры) приходят в движение, а с течением времени начинают све- 

титься, загораться огнями. Возжжение огней – великая заслуга 

человека. Но при этом, как и при любой работе с огнем, требуется 

возрастающее внимание, постоянный дозор, чтобы огонь не пе- 

рерос в пожар. 

Сокровенная Наука обращает наше внимание на то, что, когда 

начинается движение в нервных центрах (чакрах) и, тем более, 

когда они начинают возгораться, равновесие особенно необхо- 

димо. В противном случае растущая огненная энергия может раз- 

растись в пожар и не просто подорвать, но разорвать жизненно 

важные органы. Инфаркты, инсульты, туберкулез, нервные рас- 

стройства, рак и т. п. – все это следствие пожара, это огненные 

болезни, явившиеся результатом отсутствия в нервных цент- 

рах именно равновесия.1) 

Не будем обольщаться, хвастаясь: “У меня вот этот центр уже 

пылает огнем!”. Это примерно то же, как если бы кто-то из трех- 

летних детей воскликнул: “Смотрите! А у меня правая рука уже, 

как у взрослого!” 

Огненной опасности при развитии центров не будет только 

в том случае, если человек развивается гармонично – ни один 

центр не должен брать энергию за счет другого. Даже для чело- 

века Нового Мира огненное крещение – это одно, но огненное 

преображение – совсем другое. Огненное преображение – дости- 

жение еще не близкого будущего. 

Удержать свои огненные достижения дух также не спосо- 

бен без равновесия. Они, как вода, сквозь пальцы уходят. 

Многие люди вначале рьяно берутся за отвержение астрала, за 

расчистку собственных конюшен. Но большинству запала хватает 

не надолго, большинство потихоньку возвращается в прежнее стой- 

ло. В уходящей расе было немало людей, подававших прекрасные 

надежды на преображение, которые сами были вынуждены при- 

знать свое поражение. “Лодка моих лучших устремлений разби- 

лась о быт”, – с огорчением самокритично констатировали они. 

Или о них говорили: “Засосала среда”. 

Но на самом деле это не так. Не среда засасывает человека, а 

его собственное внутреннее болото – безволие. И признание по- 

ражения – хуже всего. Складывая оружие, человек еще больше 

подпадает под власть низшей природы и незаметно будет опус- 

каться все ниже по духовной шкале. Если кто поскользнулся и 

упал, это еще не поражение. Поскользнуться может каждый – 

наша планета слишком скользка. Беда, если мы падем духом и не 

захотим подняться. 

Учителя нам говорят, что помнить о равновесии надо даже 

тогда, когда мы анализируем свои недостатки. Нам советуется 

подвергать себя самой нелицеприятной, самой суровой и честной 

самокритике. Надо также учиться выдерживать и самую резкую 

критику со стороны. Но при всем том одновременно надо сле- 

дить, чтобы не было самоедства или ощущения собственной 

никчемности. Иначе можно потерять веру в свои силы (или мо- 

жет пропасть желание бороться с трудностями жизни и собствен- 

ного характера). Самоуничижение, говорит Учитель, так же вред- 

но, как и самообольщение. 

Первый шаг к равновесию –
осознание значения ритма и обретение спокойствия.
_________________________________________
Почему водяная капля долбит даже камень?
______________________________________________
И еще будем знать о том, что чем быстрее идет самоусовер- 

шенствование, тем яростнее сопротивляется астрал, тем чаще 

и сильнее становятся его удары по нашей ауре. Изо всех сил 

астрал старается прежде всего ввести в наше мышление хаос и 

“вывести нас из себя”. Удастся астралу его затея (а в Темную 

Эпоху это удается в большинстве случаев!) – значит, только что 

завоеванное равновесие во внутреннем мире будет нарушено.
Равновесие укрепляется и усиливается, когда мы начина-
ем думать о себе, как о Себе – т. е. как о высшем существе, 

смысл жизни которого само-отверженно служить не себе (не ма- 

лому эго), а Общему Благу, всему человечеству, прогрессу эво- 

люции. При этом наше сознание переносится в Мир Духа – туда, 

где обитает наше Духовное Эго (Индивидуальность). Надо, го- 

ворят Учителя, как можно дольше пребывать в этих Сферах – т. е. 

как можно крепче закреплять в своих побуждениях и действиях 

любые сверх-личностные мысли. 

Но, конечно же, только одними размышлениями мы ничего 

не достигнем. Необходимо, как мы помним, применение сокро- 

венных знаний в жизни. Надо думать и действовать, действо- 

вать, действовать! Лишь к нашей энергии, к нашим действиям 

(удачным и даже не удачным, но направленным к Общему Благу, 

к Новому Миру) высшие Сущности могут прилагать свои силы, 

умножать нашу энергию и исправлять ход нашего корабля, если 

он вдруг теряет правильный ориентир. 

“... живущие по плоти о плотском помышляют”.
Или о том, почему так мало в Темном Веке
счастливых людей.
______________________________________
“Была любовь всю жизнь без измен, но привычка охладила нас.
Все когда-нибудь кончается. Так от судьбы своей давай уйдем сейчас,
оставив незаконченным роман в парке на скамье. Расставшись мы
с тобой, спасем свою любовь от сложных разговоров и обид”.
Так притворно пел грустно-гнусно-надрывным голоском астрал,
публично признавая, что у него нет и не может быть не только
постоянства в любви, но даже зародыша логики.
___________________________________________________________
Мы, нынешние люди – пока что еще половинчатые души. И в 

этом причина того, что мы чаще печальны, чем счастливы. 

Мы мечемся из жизни в жизнь, постоянно ищем утех и, нахо- 

дя, на какое-то время успокаиваемся, а затем каждый раз ра- 

зочаровываемся. Это потому, что мы ищем равновесие в сво- 

ем мире не там. Наше счастье уже отчаялось докричаться до 

нас, и для прочистки ушей человеческих приготовило гром 

небесный. Счастье кричит нам: “Отвергнись от себя!”

Как и любые эмоции, эти крайности совершенно не годятся 

для обретения счастья в любви.2) Человеку не пристало подда- 

ваться на обезьяньи уловки своей низшей природы и менять парт- 

неров, как только они наскучат астралу, не знающему постоян- 

ства. Человеческое сознание должно перестать подражать бонабо. 

Но, лишь утончаясь и расширяясь, оно будет менять ориентацию 

своих устремлений. В конце концов, на последних этапах эволю- 

ции духовно преображенное человечество не будет нуждаться в 

физических телах, а следовательно, исчезнет и физическое вле- 

чение полов. Влечение духовное даст возможность порождать по- 

томство вовсе не нынешним способом – таким же, как у живот- 

ных. У эволюции есть в запасе и другие способы размножения 

людей. 

“... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божие”.
__________________________________________
Владыка Шамбалы: “Поймите, нельзя платить за Богослужение.
Умерла вера под золотом”. “Наше Учение не любит золото”.
__________________________________________________________
( Н. К. Рерих. Св. Франциcк )
Дух питается мыслями и чувствами. И это то же самое, как 

если мы скажем: дух питается не хлебом земным, а его ароматом, 

звуком и цветом. Физическая пища, как и все физические 

вещи, не питает, но обременяет дух. 

Каждая вещь, которая, как мы думаем, принадлежит нам, свя- 

зана с определенной мыслью и чувством и примагничивает к 

себе сознание. Именно в сознании, в котором закреплено чув- 

ство собственника, и скрыта главная сила астрала, не признаю- 

щего верховенство труда на Общее Благо. И потому задача всех 

воспитателей души человеческой, где бы они ни формировали со- 

знание человека (в семье, в школе, в вузе, в парламенте или в цер- 

кви) – не прививать чувство собственности, а именно разру- 

шать эти тяжелейшие оковы низшей природы! 

Единое Сокровенное Учение устами всех своих земных Учите- 

лей всегда учило людей одному и тому же: пока ты живешь, на- 

учись отделять вечное от преходящего именно в сознании. 

Когда уходим от Земли, сознание уже не переделать, в него ни 

добавить, ни убавить уже ничего нельзя!
Со временем у каждого человека Новой Эпохи будет все! Но 

только во временном пользовании. Каждый будет иметь все, что 

пожелает, но ничего своим не будет считать. Законы о наслед- 

ствах навсегда уйдут в прошлое. Это и называется, говорят Учи- 

теля, владение без чувства собственности. 

Учителя Шамбалы знают, потому и утверждают: человечество 

ждет Век Общины! 

От нашего неверия, отрицания, сомнения поступательное дви- 

жение эволюции никак не изменит своего течения. Философия 

собственника, как самая противная Учениям Будды, Христа 

и всех Великих Учителей человечества, в Новом тысячеле- 

тии будет уничтожена! 

Развитие до верхнего предела
формулы Христа “Отвергнись от себя”.
Или Об одной из формул Шамбалы,
наиболее неприемлемых в Темную Эпоху
____________________________________
“Не собирайте себе сокровищ на земле...”.
____________________________________________
Все Учение Христа фактически сконцентрировано в трех фор- 

мулах: “Отвергнись от себя”, “Возлюби ближнего своего” и “Бла- 

женны нищие духом”. 

Можно было бы сказать, что это ступени, по которым поднима- 

ется человек, работающий над своим духовным преображением. 

Но все же мне думается, что о приведенных заветах будет пра- 

вильнее говорить как о триединой формуле – единой духовной 

формуле в трех аспектах, в трех качествах (синтезе). Если сде- 

лаем основой своей жизни этот духовный треугольник, тогда, как 

Христос также когда-нибудь сможем сказать: “Я победил мир” и 

теперь уже “Царство Мое не от мира сего”.
( Н. К. Рерих. Священные Гималаи
)

Дух – не земной (тем более не физической) природы. А пото- 

му духу ничто земное (тем более физическое) вообще никогда 

не было нужно. Дух никогда ничего не желал и не искал среди 

чуждых ему земных вещей – будь то пылинка золота или золотые 

горы, тираническая власть над собственной женой или неограни- 

ченная власть правителя, покорившего полмира. Дух никогда не 

искал никаких земных сокровищ, не желал их, не имел и не стре- 

мился иметь! А раз так, что же, казалось бы надо отнять, чтобы 

дух стал нищим, а человек ощутил истинное блаженство? 

Как видим, для свободы духа совершенно недостаточно того, 

чего достаточно для земного человека, чтобы он почувствовал 

себя свободным от вещей – т. е. нищим. 

Если у человека отобрать все его вещи, с ним останется то, что 

отобрать невозможно. Кроме мыслеобразов вещей, останется и 

устремление к ним, и чувства, связанные с ними. Также остает- 

ся с нами наш опыт и знания. Все это неотделимо от нашей сути. 

Разве античные мудрецы ради красного словца говорили: “Все свое 

ношу с собой”? 

Но само собой разумеется, что отнюдь не все мысли и чувства 

являются нашим достоянием, которое следует беречь и умножать. 

Надо признать, пока еще большая часть того, что у нас в со- 

знании – скорее, хлам, среди которого, к тому же, попадаются и 

пригревшиеся в нем ядовитые змеи. Обогащает ли это дух? 

Нищий дух – это дух, не отягченный ничем земным, ничем, 

что притягивает его книзу, к нижним мирам. Потому-то Христос 

и призывает собирать неземные сокровища, не только отягча- 

ющие дух, но, наоборот, возносящие человека в Сферы Бла- 

женства: 

“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис- 

требляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе 

сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры 

не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там бу- 

дет и сердце ваше”.(Матфей, 6:19-21.) 

“кто же может спастись?”
Или Почему чувство собственности
так отягчает дух?
_________________________________
Почему не бывает вечных цивилизаций?
Почему так трудно отказаться не только от своего имения,
но даже от собственного корыта?
___________________________________
“Однажды ученик спросил Благословенного: “Как понять ис- 

полнение заповеди отказа от собственности? Один ученик поки- 

нул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственно- 

сти. Другой остался в окружении вещей, но не заслужил упрека”. 

“Можно иметь вещи и не быть собственником”. 

“Будда, – говорит Е. И. Рерих, – постоянно советовал иметь 

возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много 

времени”. 

Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы ( в 7 книгах )
Лариса Дмитриева secretdoctrine.ru