
( Избранное )
пока ты еще на пути с ним”.
______________________________ __________________
Углубление в свете обсуждаемой темы
ранее полученного ответа на вопрос “почему надо спешить мириться?”.
______________________________ ______________________________ __
Если мы усвоим еще одну сокровенную истину, значит, будет 

еще более углублен смысл таких, казалось бы, уже очень понят- 

ных, изречений Христа как – мирись с соперником своим, пока и 

ты, и он живы; и если ты кому-то причинил обиду и пошел в храм 

с жертвенными дарами, то немедленно брось дары и беги об- 

ратно к тому, кому ты причинил боль и приложи все силы, чтобы
загладить вину, исправить ошибку. В противном случае после 

окончания жизни такой человек простоит на коленях у астрально- 

го храмового жертвенника много дней и ночей, и все же его мо- 

литвы к Богу не принесут ему ничего, кроме страданий. Бог в этом 

случае будет абсолютно глух! 

Почему? 

Оказывается, после того, как наша очередная жизнь на Земле 

закончилась, Высшие Силы уже... не могут привлечь к себе 

наш дух, если он не нищ, если обременен! (А много ли в челове- 

честве тех, чей дух не обременен?) 

Высшие Силы, даже если бы и хотели привлечь дух чело- 

веческий сразу в райские сферы (чтоб развоплощенный человек 

не страдал), не могут этого сделать! Не могут прежде всего пото- 

му, что дух развоплощенного человека, отягченный нечисты- 

ми оболочками, удержать в Высших Сферах... невозможно! 

Это было возможно сделать только на Земле, только при 

жизни человека в физической среде.
Почему? 

Оказывается, после того, как наша очередная жизнь на Земле 

закончилась, Высшие Силы уже... не могут привлечь к себе 

наш дух, если он не нищ, если обременен! (А много ли в челове- 

честве тех, чей дух не обременен?) 

Высшие Силы, даже если бы и хотели привлечь дух чело- 

веческий сразу в райские сферы (чтоб развоплощенный человек 

не страдал), не могут этого сделать! Не могут прежде всего пото- 

му, что дух развоплощенного человека, отягченный нечисты- 

ми оболочками, удержать в Высших Сферах... невозможно! 

Это было возможно сделать только на Земле, только при 

жизни человека в физической среде. 

“Человек не нищий потому только,
что он питается подаянием”.
А умный, энергичный и деловой человек –
еще не значит, что он не закован в цепи.
Все внешние вещи должны оставаться на своих местах и 

продолжать служить человеку, давая ему для жизни и комфорт 

в пределах разумного, и возможность развивать и совершенство- 

вать свои способности. И дом иметь нужно, и полноценное пита- 

ние, и красивыми вещами не зазорно окружать себя, и машина – 

не роскошь, и компьютер, и даже самолет иметь не грех – не в 

вещах дело. 

Каждой вещи в этом мире есть свое место. Но ни одна из 

них, и даже все вещи Земли вместе взятые, не имеют ни малей- 

шего права брать власть над сознанием, над духом человека! 

Однако это зависит вовсе не от вещей – у них нет своей воли, они 

не хороши и не плохи. Все зависит от человека. И он должен усво- 

ить со школьной скамьи: сознание его – не чулан и не дом Плюш- 

кина. 

Свободный дух, уходя с Земли, захватит с собой лишь то, что 

пригодится ему в его собственном Царстве Духа. Он не забудет ни 

крупицы того, что по природе родственно субстанции его Цар- 

ства. 

“Жизнь превратилась в торговлю,
но кто же из Учителей Жизни был торгашом?
______________________________ __________
“Тленное тело отягчает душу...”.
Когда разум на поводу у тела,
тогда зарождается цивилизация потребителей.
______________________________ _____________________
Жизнь в теле не освобождает нас от обязанностей перед ним. 

Конечно же, его потребности должны быть разумны. Пределы 

определяет разум, здравый смысл, и все, что вне этого, может 

принести человеку вред, иногда непоправимый. 

Великие Учителя учат: жизнь в духе надо утверждать, имен- 

но живя в теле. И только жизнь в физическом теле может и 

должна освободить дух (а значит, сознание) от власти не толь- 

ко физического тела, но всех остальных материальных тел 

духа, от всех его оболочек. Эту истину необходимо запечатлеть, 

как говорится, на лбу. 

Великие Учителя всегда учили единству Духа и Материи. 

Поэтому нельзя, возвышая Дух, унижать Материю. Нельзя и воз- 

носить материальное, оставляя в небрежении, и тем более, низ- 

вергая духовное. 

Но как человек не должен служить даже самой любимой соба- 

ке, так нельзя человечеству большую часть силы своего ума отда- 

вать прихотям тела. Тело должно служить разуму, а не разум 

должен быть на поводу у тела. А то получится как в известном 

изречении, когда не собака виляет хвостом, а хвост собакой. 

Как же освободиться
от всяческих видов собственности, чтобы
и жить достойно и умереть легко ?
______________________________ ________
Только расширяющееся сознание способно ускорять
процесс освобождения – обнищания – духа.
______________________________ ___________________
Но если, имея в достатке все, что необходимо для жизни и 

владея в полной мере любой собственностью, все же не при- 

вязываться к ней в сознании (духом), то все, что ее составляет, 

постепенно будет ослаблять силу своего притяжения, и дух с 

облегчением будет сбрасывать с себя одну тяжесть за другой.
Елена Рерих: “Ценны и прочны лишь те достижения,
которые приходят естественно, ибо тогда они являются
проявлениями внутреннего духовного развития
и никогда не могут быть утрачены”.
______________________________ __________
Несколько слов о хатха-йоге,
к которой в конце ХХ века устремлялись очень многие европейцы.
Владыка Шамбалы: “Мы не знаем никого достигшего путем хатха-йоги”. 

______________________________ _________________________
Большая часть упомянутого письма посвящена разъяснению, 

что такое хатха-йога. Но мне кажется, что даже предлагаемый 

фрагмент уже даёт разумному человеку исчерпывающий ответ, 

почему не нужно заниматься этой низшей йогой. Она вовсе не 

способствует духовному развитию, наоборот, намного задержи- 

вает его, так как укрепляет именно низшее астральное тело. А 

такому телу после ухода с Земли очень трудно разложиться, в ре- 

зультате чего развоплощённый человек надолго задерживается в 

тяжёлых нижних слоях Астрала. 

( Н. К. Рерих. Святейшая Тангла
)

Страна Блаженных в Гималаях.
Или О Царстве Небесном... на Земле.
______________________________ _
Община – единственный способ человеческого бытия.
Продолжение прежних размышлений до вершины
формулы “Блаженны нищие духом”.
______________________________ __________________
“Как пройти в Шамбалу?”
______________________________ _______________
“Есть на Земле таинственное место, где мир Надземный и земной
взаимопроникают в странном вихре, и два сливаются в Одно.
И в множество – Единое дробится”.
______________________________ ______________________
Но могут ли быть на Земле люди, полностью нищие духом? 

Они есть! 

Закон Аналогии вездесущ: как наверху, так и внизу. Так или 

иначе, но “не сей мир” находит отражение в “мире сем”. И пото- 

му любое (подчеркнем) явление Высшего Мира имеет свое от- 

ражение на Земле – в низшем мире. 

Тогда мы вправе спросить: “Неужели же на Земле есть ана- 

лог Царства Небесного?” 

Ответ будет: “Есть”. 

На священных вершинах в сокровенной области Гималаев, в 

цветущей долине среди вечных льдов испокон веков существует 

целая Страна Блаженных – Община Нищих духом. 

Мы уже знаем, что речь идет о Духовном Центре нашей плане- 

ты, о ее сердце. Это Община Великих Учителей человечества, 

Иерархия Космических Разумов на Земле, средоточие наивысше- 

го Альтруизма – Великое Белое Братство. Братство – связующее 

звено между Землей и другими планетами нашей Солнечной сис- 

темы, а также с дальним Космосом. 

Великое Братство Учителей Света – явление уникальное в 

нашей Солнечной системе. На других планетах ничего подобно- 

го нет. Но не потому, что мы – лучше всех, и нам, мол, Господь Бог 

отдает предпочтение. Это потому, что в Солнечной системе земля- 

не – пока что самые трудные существа, которым необходима не 

только постоянная духовная помощь со стороны Старших Братьев 

по разуму, но за которыми еще нужен постоянный и неусыпный 

глаз да глаз... 

Уже говорилось, что большинство обитателей этой таинствен- 

ной горной Общины-Братства предпочитают находиться не в 

физических телах, а в тонких. Тонкие тела членов Братства бы- 

вают различной степени уплотнения (или разной степени разря- 

женности) – от невидимых до видимых и таких же плотных на 

ощупь, как и физическое тело. В тонких телах Белые Братья и Се- 

стры могут принести гораздо больше пользы человечеству. Без 

физического тела можно выполнять и космо-планетарную работу, 

выдерживая совершенно невозможные для физического тела, фи- 

зического мозга, физического сердца и нервной системы чудовищ- 

ные напряжения. 

Новый и старый Мир – не по ту и не по эту сторону океанов. 

Старое и новое разделяется границей Общего и личного блага, – 

т. е. все дело, говорят Гималайские Учителя, в уровне сознания, в 

наличии или отсутствии самоотвержения. 

Не мир собственников и не капиталистическое общество, 

но именно Община – причем, Община Мировая – будущее чело- 

вечества. Это не только необходимость, это неизбежность эво- 

люции. 

Община, говорят Учителя, единственный способ человечес- 

кого бытия. А потому следующий этап развития человечества 

предусматривает развитие именно общинного сознания, точнее, 

– преобразование сознания собственника в его противополож- 

ность. Что бы там ни говорили о преимуществах частной собствен- 

ности, все же старый мир, у смертного одра которого мы, люди 

Армагеддона, вели ужасные битвы, в конце концов испустит дух 

и со временем ни земля его, ни небо его даже не вспомнятся чело- 

вечеством будущего..
. 

Постепенное привыкание к труду не во имя себя, а во имя 

всех – дело не завтрашнего дня, но это будущее человечества. Та- 

кое отношение к труду со временем освободит сознание челове- 

ка не только от желания иметь вещи сверх меры. Со временем 

при доступности всех материальных благ человек сам не захо- 

чет владеть вещами, в?ей движимостью и недвижимостью как 

собственник старого мира. Он сам придет к тому, что подобные 

заботы о его “земных сокровищах” ему обременительны, что пред- 

почтительнее все же быть общинником. 

( Н. К. Рерих. Шамбала Даийк
)

Как во Вселенной Духовный Фокус является Центром Рав- 

новесия Вселенной, так и в нашей Солнечной системе есть свой 

Духовный Центр, который является Центром Равновесия. 

Есть такой Центр Равновесия и на Земле – Великое Белое 

Братство, Шамбала. Ядро этого Планетарного Центра состав- 

лено, как узнаём мы из “Тайной Доктрины”, из особой расы лю- 

дей. Мы помним, что внутренняя, духовная природа этих Пер- 

вых Людей имеет инопланетное происхождение. Благодаря это- 

му первичному ядру связь Земли с высокими планетами на- 

шей Солнечной системы не прерывалась ни на мгновение. 

Напомним себе, что Духовные Предки (Прародители) тех, кто 

составляет эту “особую расу”, более 18 миллионов лет назад сво- 

им тонким естеством вошли в наиболее развитые человеческие 

особи не частью, а полностью.1) 

Духовные предки не имели физических тел. Они вошли в 

плоть земного человека в виде своих... “Отражений”, как сказа- 

но в “Тайной Доктрине”. Эти “Отражения” по сути являлись 

Астральными Двойниками Высших Сущностей, вошедшими 

в естество земного животного (т. е. бессознательного и не разум- 

ного) человека. 

Сыны и Дочери этих божественных Двойников, духовно хотя и 

были едины со своими Отцами и Их Отцами (а это значит, что 

могли пользоваться Их мудростью и психической силой), все же 

уже считались земными людьми, но людьми особыми, совершен- 

ными, богоподобными – Великими Душами, или Махатмами. 

Эти Сыны и Дочери Человеческие стали периодически на вре- 

мя покидать свою таинственную Страну-Общину-Братство и яв- 

ляться среди обычных людей, как Учителя и Наставники, чтобы 

основывать новые государства, давать им науки и искусства, ре- 

лигии и философии, в результате чего рассудок и дух получали 

новые импульсы и развивались.
“много званых, а мало избранных”.
_____________________________ ______________________________ _____
Узкая тропа над пропастью.
_____________________________ _________________
Ни один не позванный Учителями – “не избранный” – в 

Шамбалу не дойдет! 

Жители редких горных селений, расположенных вблизи Завет- 

ной Долины среди вечных льдов, во многих тысячелетиях науче- 

ны молчать о сокровенном. Они не укажут направление, и пред- 

почтут смерть лишнему слову. А непосредственные Стражи гра- 

ниц Шамбалы могущественны, невидимы и всегда на бессмен- 

ном дозоре. 

Даже конь не может переступить границу таинственной гор- 

ной Обители Нищих духом: он дрожит всем телом и ни за что не 

соглашается сделать шаг по обычной, казалось бы, тропе. Уже на 

подходах к этому таинственному месту пространство очень силь- 

но наэлектризовано, психологизировано. А горный пейзаж может 

(с помощью духов стихий, управляемых Адептами Шамбалы) 

мгновенно меняться. Так что зашедший слишком далеко за зап- 

ретную черту теряет ориентиры и не может вернуться обратно. 

В самой Шамбале атмосфера совершенно не похожа на атмос- 

феру долин. Она настолько напряжена электричеством, что обыч- 

ный организм немедленно разрушится – мгновенно перегорит, 

словно слабая лампочка, включенная в сеть большого напряже- 

ния. Проникнуть в такую странную область Гималаев не званно- 

му человеку невозможно не то что в физическом теле, но даже в 

астральном. 

О Шамбале человечеству известно то немногое, что Учителя 

считают нужным и возможным на данном этапе эволюции об- 

народовать.1) 

Ничто, что не предназначается для чужих ушей и, тем бо- 

лее, для широкого оповещения, никогда не могло бы проник- 

нуть во внешний мир с Гималайских Вершин! И ни один из 

позванных не возвращался в мир таким, каким он был прежде 

– его организм сильно изменялся. 

Всех же непозванных, пытавшихся любыми способами про- 

никнуть в заповедную Страну Учителей, всегда ждет печальная 

участь. Они окажутся среди вечных снегов в... бессознательном 

состоянии и погибнут (или на подходах к заветной зоне попадут в 

ловушки дугпа – черных колдунов). 

______________________________ ___________________________
1) Существует немало легенд об этом таинственном месте в Гималаях, кото- 

рое разные народы называют по-разному. Мы не касаемся их – каждый ищущий 

найдет. Не так уж и мало можно отыскать в литературе минувших столетий. 

Немало выдано человечеству и из рук самих Учителей Шамбалы в XIX и 

ХХ веках. “Тайная Доктрина” – это весть Шамбалы. Учение Храма – Весть 

Шамбалы. Книги Агни Йоги пришли из Шамбалы. Письма Е. И. Рерих, Дневни- 

ки Н. К. Рериха и его картины Гималайской серии содержат намеки, аллегории 

и прямые указания на Шамбалу. Грани Агни Йоги – записи бесед Ученика 

Б. Н. Абрамова с Учителями Шамбалы. А о Внутренней жизни Великого Белого 

Братства Учителей человечества его Глава – Владыка Шамбалы – рассказы- 

вает (разумеется, в пределах допустимого, а также в пределах нашего понима- 

ния) в двух книгах Агни Йоги, продолжающих книгу “Братство” и называю- 

щихся “Надземное”. (Но автор запомнил и слова С. Н. Рериха, который ей ска- 

зал, что Агни Йога еще вовсе не закончена. По мере усвоения людьми Основ, 

это Учение Жизни будет продолжено.)
______________________________ ______________________________ ______
Путь в Шамбалу – это узкая тропа над пропастью. Эта тропа 

не для любопытных и даже не для любознательных. Это тропа 

подвига во имя людей Земли, во имя Общего Блага человече- 

ства, во имя эволюции общекосмического человечества. Это 

всегда Путь Жертвы. Других дорог в Шамбалу нет. 

“Много званых, а мало избранных”, – сказал Христос. 

Чтобы пройти в земной форпост Шамбалы и не пропасть бес- 

следно, нам надо услышать голос своего духа. Только он спосо- 

бен услышать Зов Шамбалы: “Приди!” Только огненно про- 

бужденный дух поведет безошибочно. Только он безопасно прове- 

дет через пропасти и границы, потому что у такого слышащего 

проводником – будет сам невидимый Учитель Шамбалы. Такой 

редчайший человек – “избранный” – с рождения находится в поле 

духовного зрения Учителей, в каком бы народе в очередной раз он 

не воплотился, где бы в любую минуту суток ни находился, что бы 

ни делал, о чем бы ни думал. 

Став на Путь, уже надо будет
идти вперед – только вперед, как 


бы трудно не было. Повернуть
назад нельзя! Человека при этом 


собьет с ног и захлестнет набегающий сзади океанский вал кар- 

мы. Но, говорится в Агни Йоге,
тот же вал и возносит каждого,

кто идет только вперед, идет бесстрашно и упорно с преданностью
в сердце. 

И хотя мы уже сказали, что
земные сотрудники Шамбалы
–


это одинокие воины. Но будем
помнить, что ни один человек на 


пути духовного восхождения
никогда не бывает одинок. Помощь

всегда приходит. Но уже говорили – только в последний момент,
только, когда обозначился
предел сил. 


(В скобках заметим еще кое-что очень важное. 

Несмотря на то, что Владыки Шамбалы являются Духовными 

Учителями и истинными Спасителями человечества, все же в Их 

задачу вовсе не входит наблюдение за каждым страждущим 

человеком для немедленного оказания ему любой помощи. 

В одной из статей2) Е. П. Блаватская говорит: 

“... нельзя ожидать, что они (Гималайские Махатмы, – ред.) 

будут обращать особое внимание на каждое человеческое су- 

щество, пока это существо своими поступками не привлечёт 

к себе исключительное внимание.
Космогонический и эволюционный аспекты
Человечество из трехмерного мира неумолимо приближается к 

миру четырехмерному – входит в новое пространственно-вре- 

менное измерение “мира сего”. Хотя правильнее было бы ска- 

зать: мы переходим в новое состояние сознания. А другими сло- 

вами, приблизились времена, когда Мир Плотный начнет быстрее 

утончаться и от Тонкого Мира его уже не будет отделять глухая 

стена. 

Человечество Земли в Новой Эпохе постепенно начнет осваи- 

вать первую ступень космического сознания. 

Никто, разумеется, не думает, что это будет скоро. Достаточно 

представить себе отрезок жизни, который должна пройти следую- 

щая – шестая подраса Пятой Коренной Расы – 210 тыс. лет. Имен- 

но столько живет каждая из семи подрас нашей Арийской Расы. 

Но ведь после шестой подрасы идет седьмая, а после Пятой Ко- 

ренной – Шестая Коренная со своими семью подрасами. А зак- 

лючающая – Седьмая Коренная со своими семью подрасами. Так 

что у материи Земли еще предостаточно тайн, и нам вовсе не будет 

скучно идти по земной дороге. А дальше?.. 

Дальше мы начнем осваивать следующий отрезок Беспредель- 

ности – новый, более совершенный и более прекрасный мир. Да- 

лее человек примется за изучение более тонкого состояния Ма- 

терии и новых форм жизни, которые из нее можно сотворить. 

И этот Путь познания, развивающий разум и сознание, не име- 

ет конца... 

Христос учит законам диалектики:
“если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет,
то останется одно...”.
______________________________ _______
Философский аспект формулы
______________________________ _______________
Ее не сразу и узнаешь, потому что она предстает в виде закона 

диалектики. В учебниках современной науки он называется “От- 

рицание отрицания” – это третий закон диалектики. Первые два: 

“Единство и борьба противоположностей” и “Переход количе- 

ства в качество”. Они нам уже знакомы. 

Как видим, многие законы Сокровенного Учения, которые еще в 

древности изучались досконально и во всех аспектах, довольно-таки 

успешно используются современными философами и учеными. 

Но где в изречениях Христа мы видим третий закон диалек- 

тики? 

Древние Учителя учили, что смерти нет, потому что в то время, 

когда человек уходит из одного мира, он рождается в другом. 

Христос учит тому же. Мало того. Христос говорит, что жизнь 

так устроена, что сама смерть уничтожает смерть. То есть, 

смерть, отрицая жизнь, отрицает самоё себя, тем самым дока- 

зывая, что есть только жизнь – цикличная, но вечная в этих 

бесконечных сменах циклов (ритмов, сезонов, жизней). 

“Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих”
– высшее достижение нищего духа.
______________________________ _________
Или о последней заповеди Христа –
“любите друг друга, как Я возлюбил вас...”.
______________________________ ______________________________
Аспект высшего самоотвержения
“Давно сказано, – говорит Владыка Шамбалы, – забота муд- 

рого не о себе, но о мире”. 

Это значит не “ты – мне, я – тебе”, не “дай мне”, а “возьмите 

от меня”. Не важно, много ли мы способны сейчас дать или мало 

– все относительно. Главное – то, что человек готов искренне про- 

изнести: “Возьмите дар моего сердца!” 

Только отдавание может служить оправданием жизни и 

придавать ей смысл, – этому учили Будда и Христос, этому учит 

и Майтрейя в Огненной Живой Этике. 

Сокровенный смысл высшей любви, делающей дух абсо- 

лютно свободным, выражается в том, что человек, самоотвер- 

женно отдающий себя другим людям, разрушает в своем со- 

знании древние крепостные стены самости (эгоизма), держа- 

щие дух в заточении. 

Формулы из Евангелия от Иоанна (15:12,13), вынесенные в за- 

головок, это фактически уже знакомая нам неисчерпаемая в своих 

аспектах формула “Блаженны нищие духом” в аспекте высшего 

самоотвержения. 

В приведенных изречениях Христа идет речь о наивысшем 

даре огненного сердца – истинной любви, абсолютно лишен- 

ной какой-либо личностной окраски. Такая любовь – бесценный 

дар, который человек приносит в сокровищницу пространствен- 

ного храма Духа Любви, общего для всех Миров. Синоним та- 

кого бесценного дара – подвиг, высшее проявление самоотвер- 

жения во имя других людей, во имя Учителя, во имя всего 

сущего. 

Посланник Утренней Звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы ( в 7 книгах )
Лариса Дмитриева secretdoctrine.ru