АГНИ

АГНИ

Мэри Нэф "Личные мемуары Е.П. Блаватской" Глава 15-20

         ( Избранное )



               ПРИКЛЮЧЕНИЯ В БИРМЕ, СИАМЕ И КИТАЕ

   "Мы не верим ни в какую магию, которая перекрывает возможности
и силы человеческого ума, ни в "чудеса", будь то явления

светлых или темных сил, если они переступают установленные веками

законы природы. Несмотря на это, мы придерживаемся высказываний
одаренного автора " Рестуса о том, что человеческое сердце еще не
полностью исследовано, и мы еще не достигли и даже не поняли
возможностей скрытых в нем сил". [5, т.1, с.XI]



   "Многие годы, проведенные среди "варварских" и

"христианских" магов, оккультистов, месмеристов и разных
других представителей белой и черной магии, казалось бы достаточны,
чтобы дать нам право быть компетентными в этом спорном и очень
сложном вопросе. Мы встречались с факирами, индийскими святыми и
наблюдали их связь с Питрисами. Мы наблюдали вытье и танцы
дервишей, у нас были дружеские связи с европейскими и азиатскими
марабутами Турции, дамасскими и бенаресскими укротителями змей и
мало осталось среди них не исследованных нами". [5, т.1,
с.42,43]



   "Однажды в Индии мы присутствовали при состязании в психической

силе между святым госсейном (нищим факиром) и неким колдуном... Мы
обсудили вопрос о сравнении силы Питрисов факира (pre-Adamite
spirits) и невидимых союзников колдуна. Испытание их мастерства
было обусловлено и автор была выбрана арбитром. Состязание
происходило в обеденное время на берегу маленького озера в Северной
Индии. На гладкой поверхности воды плавало бесчисленное
количество водяных цветов и большие блестящие листья. Каждый из
состязующихся сорвал один такой лист.



   Факир положил его на грудь, скрестил руки и моментально впал в

транс. После этого он положил лист на воду, верхней его стороной
вниз. Колдун утверждал, что он покорит "водяного владыку"
" духа, который живет в воде, и хвастал, что он своей силой
заставит этого духа не дать Питрисам проявиться на листе факира. Он
взял другой лист, произнес чудодейственные слова и бросил его в
воду. Лист колдуна стал кружиться вокруг неподвижного листа факира.
Через несколько секунд оба листа были вынуты из воды. На листе
факира, к большому неудовольствию колдуна, можно было заметить
симметричный рисунок из белых письмен, как если бы сок растения был
употреблен вместо чернил. Когда лист высох и стало возможным
внимательно рассмотреть этот рисунок, оказалось, что это ряд
санскритских букв, выражающих слова высокого морального содержания.
Следует добавить, что факир этот не умел ни писать, ни читать. На
листе колдуна мы обнаружили не письмена, а отвратительные
изображения чертовских рож. Итак, на каждом листе был воспроизведен
оттиск, аллегорически отображающий характер состязающегося,
указывающий на то, какие духовные сущности его окружали". [5,
т.1, с.368, 369]



   "В одной английской газете был описан случай удивительного

роста растения, который был вызван индийским колдуном.


   Колдун положил на пол пустой цветочный горшок и попросил, чтобы

наполнили его садовой землей с небольшого участка, который
находился внизу. Затем он вынул из корзины сухую косточку манго и
протянул ее ближайшему зрителю, чтобы он осмотрел ее. Потом он
выгреб из середины горшка немного земли, вложил косточку в ямку,
покрыл ее тонким слоем земли и полил водой. На некоторое время
цветочный горшок был затем покрыт простыней. Под хор голосов и
удары в ладоши косточка стала прорастать. Он приподнял часть
покрывала и тогда стал виден прелестный росток с двумя черно-бурыми
листочками.



   Он снова опустил покрывало и заклинание продолжалось. Через

небольшое время простыню сняли, и мы увидели уже больше зеленых
листьев, и растение уже имело длину в 9-10 см. В третий раз листья
стали гораздо толще и деревце уже имело в высоту 13-14 см. В
четвертый раз миниатюрное деревце уже было 18 см в высоту и на его
ветвях висело 10-12 плодов манго, величиной в лесной орех. Наконец,
после трех-четырех минут покрывало сняли совсем. Плоды достигли уже
своей естественной величины, но были еще незрелыми. Их протянули
публике, попробовали: оказалось, что они близки к зрелости, стали
кисло-сладкими.



   Тут можно добавить, что подобные опыты мы наблюдали в Индии и

Тибете и не раз мы сами наполняли пустой цветочный горшок землей и
сажали в него зернышко, которое давал нам чародей, и до конца
опыта, проводимого в нашем доме, не сводили глаз с горшка.
Результат был такой же, как описано выше". [5, т.1, с.141, 142]



"На Западе, прежде, чем "сенситив" касается огня, его

"переводят" в состояние транса, и ни один "медиум"
не решился бы засунуть руку в тлеющие угли, будучи в нормальном
физическом состоянии. Но на Востоке, человек берет в руки огонь,
раскаленное железо или расплавленный свинец независимо от того,
является ли этот человек святым ламой или корыстолюбивым колдуном,
находится ли он в состоянии транса или в обычном физическом
состоянии. В Северной Индии мы видели, как колдуны держали руки в
раскаленных углях, пока угли не превращались в пепел.



   Во время церемонии Шива-Ратри (Ночь Шивы), когда народ всю ночь

бодрствует в молитве, шиваиты пригласили одного тамильского
колдуна, который показал удивительнейшие феномены, призывая в
помощь какого-то духа, которого все звали "Кути-Сатан" "
небольшой демон. Один католический миссионер использовал этот
случай, чтобы объяснить присутствующим, что этот несчастный грешник
предал себя сатане. Тамил, который в это время держал свои руки в
углях, повернул голову, взглянул свысока на покрасневшего
миссионера. "Мой отец и мой дед, " сказал он, " приказывали
этому "малому". Уже 200 лет он верный слуга нашего дома, а
теперь вы хотите внушить людям, что он мой повелитель, но они знают
лучше". И он спокойно извлек руки из огня и показал их".
[5, т.1, с.445, 446]



   "В Бенгалии мы были свидетелями очень интересного опыта

проявления высочайшей силы желания. Один адепт магии, взяв
обыкновенное оловянное блюдо, стал производить над ним руками
какие-то манипуляции. Мы наблюдали за ним и нам показалось, что он
как бы загребает горстями какой-то невидимый флюид и бросает его на
поверхность блюда. После этого блюдо было выставлено на яркий свет
на шесть секунд и в это время его блестящая поверхность покрылась
как бы пленкой. Блюду дали постоять еще три минуты, в течение
которых на нем появились пятна более темной окраски, и его показали
нам. Мы увидели на нем картину, вернее фотографию, окружающего нас
пейзажа, безупречного по краскам и рисунку. Пейзаж сохранялся на
блюде в течение 48 часов, а затем постепенно исчез.



   Этот феномен можно объяснить. Воля адепта конденсировала на олове

пленку акаши и она на время стала чувствительнее
фотографической пленки. Свет сделал остальное. Такое изучение силы
воли помогло исследователю понять и ее работу при лечении болезней,
когда эту силу прилагают к неодушевленным предметам, а потом такие
предметы прикладывают к телу больного". [5, т.1, с.463, 464]



   "Каждое животное обладает способностью почувствовать

присутствие духов или вообще чего-то, что не исчезает, что
обыкновенному человеку остается невидимым, но что могут увидеть
ясновидящие. Для выяснения этого были произведены опыты, сотни
опытов, с кошками, собаками и другими животными, один раз даже с
прирученным тигром.



   Один индиец, ранее живший в Диндигуле, а теперь находящийся в горах

Западные Гаты, приручил тигренка, которого привезли ему с
Малабарского побережья, той области Индии, где тигры особенно
свирепы. Как прославленные заклинатели змей, так и этот индиец,
уверял нас, что он обладает способностью приручить любое животное.
Тигр стал миролюбивым как собака. Дети могли дразнить его, дергать
за уши, он только встряхивался и жалобно скулил.



   С этим интересным животным мы провели такой эксперимент. Этот

индиец намагнетизировал черное зеркало, называемое "магическим
кристаллом". Когда бедного тигра заставили взглянуть в это
магическое зеркало, то это, всегда спокойное животное, мгновенно
возбудилось до сумасшествия. В глазах его появился человеческий
ужас. Сильно воя, не в силах отвернуться от зеркала, к
которому взгляд его был прикован какой-то магической силой, он
дрожал и извивался в конвульсиях, в страхе от какого-то видения,
которое нам осталось неизвестным. Когда зеркало отняли, животное
еще два часа лежало, задыхаясь в изнеможении. Что он видел? Какая
нефизическая картина из его невидимого животного мира могла
произвести такое сильное впечатление на этого дикого, свирепого по
природе и бесстрашного животного? Кто знает? Возможно, ему внушили
видение.



Был проведен также эксперимент подобного воздействия на животных во

время спиритического сеанса. Мы пригласили на этот сеанс
знаменитого сирийского кудесника " полуязычника-полухристианина из
Кунанкуламы.



   Нас было 9 человек " 7 мужчин и 2 женщины, одна из них " местная

жительница. В помещении находились: молодой тигр, занятый данной
ему костью, обезьяна с черной шерстью и белоснежной козлиной
бородкой, со сверкающими лукавыми глазами. Была также иволга "
ярко-желтая красивая птица; она спокойно чистила хвост, сидя на
насесте вблизи от большого окна веранды.



   В Индии спиритические сеансы проводятся не за закрытыми дверьми,

как в Америке. Для них не требуется ничего, кроме тишины. Через
раскрытые двери и окна проникал яркий свет. В воздухе ощущалось
дыхание соседних лесов, откуда к нам налетали сонмы насекомых,
слышались голоса птиц и животных. Наш дом был расположен среди
сада, и вместо душного воздуха спиритического сеанса в закрытом
помещении, мы вдыхали аромат деревьев, кустарников и цветов.



   Кратко говоря, мы были окружены светом, гармонией и ароматами, и в

самом помещении стояли букеты цветов, поднесенных местным богам.
Там был цветок Вишну " сладкий базилик, без которого в Бенгалии не
обходится ни одна религиозная церемония, ветки фикуса религиоза,
священный лотос и индийская тубероза.



   Пока "священнодействующий", которым был очень грязный, но,

несмотря на это, действительно святой факир был погружен в глубокое
сосредоточение и под действим его воли происходили чудеса,
обезьянка и птица проявляли лишь незначительные признаки
беспокойства. Только тигр по временам вздрагивал и внимательно
оглядывался кругом, как будто перед его фосфоресцирующими зелеными
глазами передвигалось в помещении нечто для нас невидимое. То, что
человеческий глаз не обнаруживал, было ему видно. Что касается
иволги, то вся ее подвижность исчезла, она стала сонливой и,
сжавшись, сидела неподвижно, не показывая признаков беспокойства.



 Было слышно как бы веяние больших крыльев, цветы переходили с места

на место, передвигаемые невидимыми руками, и когда красивый небесно
голубой цветок упал к ногам обезьянки, она нервно вздрогнула и
бросилась под защиту своего хозяина " индуса в белой одежде. Сеанс
продолжался целый час, и было бы слишком длинным все это здесь
описывать. Самым необыкновенным из всех чудес было последнее.
Кто-то из нас пожаловался на жару и нас сразу охватил приятный,
ароматный, влажный ветерок. Стали падать капли дождя, принося нам
необычайную бодрость.



   Когда факир закончил демонстрацию белой магии, свои силы

стал показывать "колдун", или фокусник. Мы увидали целый
ряд чудес, которые были уже известны нам по описаниям различных
путешественников. Мы убедились при этом в том бесспорном факте, что
животным свойственно по природе некоторое ясновидение и способность
различать добрых и злых духов.



   Каждый свой номер кудесник начинал с воскурения. Он сжигал

смолистые ветви какого-то кустарника и при этом подымались целые
клубы дыма. Хотя тут не было ничего такого, что могло бы нанести
вред животным, и тигр и обезьянка, и птица, глядели на огонь своими
ясновидящими глазами с неописуемым ужасом. Мы высказали
соображение, что может быть животные просто напуганы огнем,
вспоминая обычай разжигать костры, для отпугивания хищных зверей.



   Чтобы рассеять эти сомнения, колдун подошел к поникшему тигру с

веткой баила (дикой яблони), посвященной Шиве и несколько раз
провел ею по его голове, бормоча чудодейственные слова. Тигра обуял
панический ужас. Его глаза, горящие как огненные шары, казалось,
выскочат из орбит, изо рта пошла пена; он бросился на пол, как бы
ища какую-нибудь нору, чтобы укрыться; он стал выть,что вызвало
стократный ответный вой из джунглей. Взглянув в последний раз на
место, к которому был прикован его взор, он сделал гигантский
скачок, порвал свою цепь и выскочил из окна веранды, унеся с собою
часть оконной рамы. Обезьянка давно уже убежала, а птица упала с
насеста, парализованная.



   Мы не спрашивали у факира и колдуна, какие методы они применяли для

своих феноменов, но если бы мы это и сделали, то ответы их были бы
без сомнения такими же, как и ответ одного факира французскому
путешественнику, который написал об этом в Нью-Йоркской
"Франко-американской газете": "Что это? Воля. Человек,
который всю интеллектуальную силу сосредоточил в одном пункте,
повелевает всем. Брамины не знают ничего другого, кроме этого".
[5, т.1, с.467-471]



   "В Индии мы встретились с братством факиров, которое

обосновалось у небольшого озера, вернее глубокого пруда, дно
которого было буквально устлано огромными аллигаторами. Эти чудища
выходили из воды и грелись на солнце в нескольких шагах от факиров,
многие из которых сидели неподвижно, погруженные в молитву или в
глубокое сосредоточение. Хотя тот или иной из факиров попадал в
поле зрения аллигаторов, они вели себя безобидно, как котята. Но мы
не посоветовали бы чужим находиться в нескольких ярдах от этих
монстров. Бедный француз Прадин нашел свою безвременную кончину в
пасти одного из этих ужасных ящеров". [5, т.1, с.383]



"В индийских пагодах в большие праздники или во время свадеб

богатых людей, принадлежащих к высшим кастам, когда собирается
много народа, европейцы могут увидать гуни " заклинателей змей,
факиров-гипнотизеров, святых чудотворцев саньяси и, так называемых,
"фокусников".



   Высмеять этих людей легко, объяснить их действия труднее, познать

же их нам не по силам. Англичане, постоянно живущие в Индии, и
путешественники, предпочитают первое. Но спросите их, как же
достичь этих результатов? И они не смогут ответить.



   Когда показываются гуни " заклинатели змей и факиры, обвитые

крупными змеями, держащие в руках мелких змей, укусы которых
приводят к смерти в течение нескольких секунд, а шеи их обвивают
тригоноцефалы, укус которых убивает мгновенно, то скептик-свидетель
улыбается и пытается объяснить, что эти рептилии приведены были в
каталептическое состояние и ядовитые зубы у них вынуты.



   "Не погладит ли Сахиб одного из моих нагов? " спросил однажды

гуни нашего собеседника, который полчаса заставлял нас скучать,
слушая его "объяснения".



   Капитан В. моментально отскочил назад. Оказалось, что ноги у него

даже быстрее его языка. Его сердитый ответ был таким, что я не

решаюсь его обессмертить, поместив здесь. Только змея " ужасный

телохранитель " защитила заклинателя от побоев. Вообще же каждый
профессиональный заклинатель может немногими словами призвать к
себе огромное число змей, взять их в руки и ими себя обвешать.



В Тринкемальском округе змеи дважды чуть не укусили автора, причем

один раз я чуть не села на хвост змеи. Однако оба раза заклинатель,
которого мы наняли в качестве проводника, своим свистом
останавливал змей почти у самого моего тела. Змеи застывали, как
пораженные молнией, медленно опуская головы, под действием слов,
произносимых заклинателем" [5, т.II, с.622]



   "У бедных язычников нет таких помощников, какие имеются у

современных ученых, " будет ли верить этому европейская наука?
Однажды, когда в одном, исключительно серьезном случае понадобился
ответ "оракула", мы увидали то, что до тех пор
категорически отвергалось. Представьте себе: простой нищий, без
всяких приборов заставлял чувствительное пламя отвечать ему
вспышками. Из веток дерева был собран и зажжен костер и нищий
бросил в него какое-то снадобье. Он сел возле огня и погрузился в
сосредоточение. Огонь горел очень низко, почти готов был погаснуть.
Но когда были заданы вопросы, пламя высоко поднялось и, изгибаясь,
посылало огненные языки на восток, запад, север или юг. Каждому его
движению соответствовало определенное значение в коде огненных
сигналов. Иногда пламя снижалось до земли и языки его разными
способами лизали землю, иногда оно внезапно исчезало совсем,
оставляя лишь груду гаснущих углей.



   Когда это интервью с огненными духами закончилось, бикшу (нищий)

пошел к себе, в свое жилище в джунглях, распевая монотонную
грустную песню, в ритме которой сенситивное пламя продолжало
шуметь, пока бикшу не скрылся с наших глаз. Тогда, как будто жизнь
покинула пламя, оно исчезло, и перед потрясенными зрителями
осталась лишь горстка пепла". [5, т.II, с.606, 607]



   "Йоги старых времен, также как современные ламы и талапины,

используют лечебный препарат, изготовляемый из серы и млечного сока
какого-то растения. Мы наблюдали, как этим лекарством они в
несколько дней заживляли самые трудно излечимые ожоги и в несколько
часов залечивали переломы костей.



   Когда я была вблизи Рангуна, я заболела ужаснейшей лихорадкой и

была излечена в течение немногих часов каким-то растительным соком,
если я не ошибаюсь, по имени "кукушан". Тысячи местных
жителей погибают, не зная свойств этого растения, я же была
излечена в благодарность за незначительное проявление внимания к
простому нищему". [5, т.II, с.621]



   "В некоторых местах России, особенно в Грузии, а также в Индии,

существует поверие, что в тех случаях, когда не могут найти тело
утонувшего человека, надо бросить в воду что-нибудь из одежды
покойного.



Этот предмет будет плавать, пока не окажется прямо над

тем местом, где находится тело, и тогда потонет. Мы наблюдали, как
в воду был опущен шнурок утонувшего брамина. Некоторое время он
плыл из стороны в сторону, затем вдруг направился по прямому пути и
затонул. На этом месте ныряльщики нашли тело утонувшего. Это
явление можно объяснить сильным притяжением между телом человека и
предметами, которые он на себе долго носит. Лучше всего для этого
подходят самые старые вещи. Новые не годятся!"

   Полковник Олькотт в журнале "Theosophist", в августе 1900
года, опубликовал письмо, подтверждающее, что Е.П.Блаватская

посещала Китай: "Благодаря любезности одного индийского принца,

мы получили письмо, которое пришло к нему от его друга из Симлы,
побывавшего в Китае у своих знакомых. Мы опускаем некоторые имена,
содержащиеся в оригинале этого письма. Поскольку в нем упоминается
Е.П.Б., оно для нас особенно интересно.





"Ранг-Джанг, Махан, Китай



1 января 1900 г.





   Дорогой . . . . . . . !





   Ваше письмо, которое вы мне прислали через Его Высочество Раджу

Сахаб Хиру Сингха, дошло до меня, когда я был в горах Спити. Теперь
я покинул эти горы и нахожусь в Махане. Это место называется
Ранг-Джанг и находится на территории Китайской Империи. Здесь
огромные пещеры и вокруг высокие горы. Это место часто посещают
главные ламы, и оно является излюбленным для отдыха Махатм. Великие
Риши выбрали его еще в древности из-за его прекрасного окружения.



   Оно действительно подходит для божественной сосредоточенности.

Нельзя найти лучшего места для концентрации разума. Великий Лама
Кут Те Хум (Kut Te Hum) " гуру всех лам, вот уже последние два с
половиной месяца погружен здесь в самадхи. Полагают, что еще через
три с половиной месяца Он выйдет из состояния самадхи, и мое
большое желание " дождаться этого момента и лично поговорить с
ним. Его челы также здесь медитируют и пытаются самостоятельно
проникнуть в Великое Таинство.



Из бесед с ними я узнал, что г-жа Блаватская посетила это место и

медитировала здесь некоторое время. Раньше я сомневался, бывала ли
она здесь, но теперь убедился в том, что в этом святом и освященном
месте она предавалась божественному созерцанию.



   Учение Упадеша, которое я получил здесь от лам, показывает,

что цели Теософского Общества не являются чем-то фантастическим или
теоретическим, но что это вполне осуществимый план. После
длительного пребывания, я почувствовал, как тяжело практиковать
йогу в долинах Индостана, и что это возможно делать только в
высоких горах. Раньше я использовал концентрацию в течение двух или
трех часов в день и то, с большим трудом. Теперь же я могу сидеть
по восемь-девять и более часов. Я теперь здоров и чувствую себя
лучше, чем когда-либо.



   Бенгальский Бабу по имени . . . . . . находится здесь, со мною. Он

пришел сюда специально для того, чтобы заняться сосредоточением, и
мы вместе хотим отсюда отправиться в Лхасу. Здесь у лам имеется
очень ценная библиотека, но я не смогу описать ее вам в таком
коротком письме".


                    ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ ВО ПСКОВ

   Это долгое возвращение во Псков, сестра Е.П.Б., Вера, описала
следующим образом: "Мы все ждали, что приезд ее состоится на

несколько недель позже. Но, странно, когда я услышала дверной

звонок, я вскочила на ноги в полной уверенности, что это она.
Случилось так, что дом моего тестя, в котором я тогда жила*, был
полон гостей в тот вечер. Это была свадьба его дочери, гости сидели
за столом, а дверной звонок звонил не переставая. Я была настолько
уверена, что это она приехала, что, гостям на удивление, я быстро
встала и побежала к дверям, не желая, чтобы дверь сестре открыли
слуги.



   Преисполненные радости, мы обнялись, забыв в этот момент обо

всем.** Я устроила ее в своей комнате и, начиная с этого вечера, я
убеждалась в том, что моя сестрица приобрела какие-то
необыкновенные способности. Постоянно, и во сне и наяву, вокруг нее
происходили какие-то невидимые движения, слышались какие-то звуки,
легкие постукивания. Они шли со всех сторон " от мебели, оконных
рам, потолка, пола, стен. Они были очень хорошо слышны и, казалось,
что три стука означали " "да", два " "нет"."
[15, ноябрь, 1894]



   "Родственники госпожи Блаватской были очень общительными

людьми, и у них в гостях всегда было много народу. Ее присутствие
привлекало еще больше гостей, и никто из них не уходил
неудовлетворенным, так как стуки, которые она вызывала, давали
ответы, которые состояли из длинных фраз на разных языках. Причем
некоторые из этих языков медиуму, как ее называли, были
неизвестными.



   Бедного "медиума" всячески проверяли. И как ни были

абсурдными многие методы проверки, она их допускала, чтобы
доказать, что создаваемые ею феномены не являются трюками. Она
обычно спокойно и беззаботно сидела на диване или в откидном
кресле, занимаясь рукоделием и не принимая никакого видимого
участия в той деятельности, которую она порождала вокруг себя.



   Кто-нибудь из гостей произносил буквы алфавита, другой записывал

получаемые ответы. Вопросы старались оформить четко и ответы на них
приходили очень быстро...



   Вокруг проходили оживленные беседы, шли споры. Часто проявлялось

недоверие, высказывались иронические замечания, но она все это
принимала хладнокровно и терпеливо. Единственным ее ответом была
особая обескураживающая или ироническая улыбка, пожимание плечами.
Она покорялась самым глупым просьбам: ее руки и ноги, например,
связывали бечевкой... Иногда она вышучивала сомневающихся. Так,
однажды, она вызвала стуки об очки одного молодого профессора,
находясь на противоположном конце комнаты. Стуки были настолько
сильными, что почти сбили очки с его носа и заставили его
побледнеть от страха.



   В другой раз, одна кокетливая и преисполненная самомнения дама

задала ей иронический вопрос, что служит лучшим проводником для
стучащих и можно ли этот опыт проводить повсюду? В ответ ей было
сказано: "Золото. Что мы вам сейчас же и покажем". Дама
улыбалась. Но как только ответ был получен, она побледнела,
вскочила с кресла и закрыла рот рукой. Ее лицо судорожно дергалось
от страха и удивления. Почему? Потому что она почувствовала стуки в
свом рту. Присутствовавшие многозначительно переглянулись: прежде,
чем она призналась, все поняли, что дама почувствовала сильные
стуки в своем искусственном золотом зубе. И, когда она встала и
поспешно вышла из помещения, раздался гомерический хохот". [20,
с.63-65]



   "Как это бывает, самые близкие и дорогие Блаватской люди

скептически относились к ее способностям. Ее брат Леонид и отец
дольше всех были противниками очевидного, но сомнения брата были
сильно поколеблены после следующего эпизода.



   Однажды в гостиной Яхонтовых собралось очень много гостей.

Некоторые музицировали, другие играли в карты, но большинство, как
всегда, было занято феноменами.



   Леонид фон Ган не присоединялся ни к одной из этих групп, а

медленно прохаживался по комнате, наблюдая за окружающим. Это был
физически очень сильный, мускулистый юноша, голова которого была
полна полученными им в университете знаниями, латинским и немецким
языками и т.д. И не верил он ничему и никому. Он остановился у
кресла сестры и выслушал ее рассказ о том, что некоторые люди,
называемые "медиумами", могут сделать легкие предметы
настолько тяжелыми, что их невозможно будет поднять и, наоборот,
тяжелые предметы могут сделать легкими.



" И ты хочешь сказать, что можешь это сделать? " иронически

спросил сестру Леонид.


" "Медиумы" могут, и я также это делала, хотя не всегда

могу отвечать за результат... Я попробую. Я просто укреплю этот
шахматный столик. Кто хочет попробовать, пусть поднимет его сейчас,
а потом попробует поднять его второй раз, после того, как я его
укреплю.



" Ты сама не коснешься столика?



" Зачем мне его касаться? " ответила Блаватская, спокойно

улыбаясь.


   После этого один молодой человек уверенными шагами подошел к

шахматному столику и поднял его как перышко.


" Хорошо, " сказала она, " а теперь, будьте любезны, отойдите в

сторону.


   Приказ был выполнен. Все замолчали и, затаив дыхание, наблюдали,

что она будет делать. Ее большие глаза обернулись к шахматному
столику. Строго глядя на него и не отводя глаз, она движением руки
пригласила молодого человека поднять столик. Он подошел к столику и
с самодовольным выражением лица схватил его за ножки. Столик
нельзя было сдвинуть с места. Скрестив свои руки, как рисуют
Наполеона, он медленно сказал: "Это хорошая шутка".



" Да, действительно хорошая шутка! " отозвался Леонид. Он решил,

что молодой человек тайно сговорился с его сестрой и теперь дурачит
всех.



" Могу ли я попробовать? " спросил он сестру.



" Прошу, попробуй, " смеясь, ответила она.



   Брат, улыбаясь, подошел к столику и, в свою очередь, захватил ножку

столика своей мускулистой рукой. Улыбка мгновенно исчезла с его
лица и он смотрел в полной растерянности. Затем он очень
внимательно рассмотрел хорошо знакомый ему шахматный столик и всей
своей силой ударил его ногой. Столик не шелохнулся. После этого он
попытался потрясти столик, прижав его к своей могучей груди обеими
руками. Раздался скрип, но столик так и не поддался его усилиям.
Его три ножки казались привинченными к полу. Потеряв надежду
сдвинуть столик, Леонид отошел от него и, сморщив лоб, пробормотал:
"Как странно!"...



   Все гости были привлечены к столику, возникли шумные споры, многие,

и старые, и молодые, попытались поднять этот маленький треугольный
столик или хотя бы сдвинуть его с места, но безуспешно.



   Видя, как брат ее был потрясен, Блаватская сказала ему со своей

обычной беззаботной улыбкой: "Ну, а теперь попробуй еще раз
поднять столик!" Леонид приблизился к столику, опять взял его
за ножку и рванул его кверху, чуть не вывихнув руку от этого
чрезмерного усилия. На этот раз столик легко поднялся, как
перышко".


                                      РУГОДЕВО



   "Мой отец, " писала Желиховская, " человек блестящего ума и

образования, всю свою жизнь был скептиком, "вольтерьянцем",
как тогда говорили в России. События его жизни заставили его
изменить свое мировоззрение и вскоре он стал проводить дни и ночи
за тем, что под диктовку messieurs les esprits
("благородных духов") писал генеалогию своих предков "
"галантных рыцарей Ган-Ган фон Роттерганов".* [15, ноябрь,
1894]



   Происшедшую с ним перемену, описал Синнет, основываясь на рассказах

Желиховской: "Это случилось в Петербурге, через несколько
месяцев после того, как г-жа Блаватская, ее отец и сестра покинули
Псков. Они прибыли в Петербург по делам и остановились в гостинице,
собираясь через некоторое время отправиться в имение Яхонтовых
"Ругодево", расположенное в Новоржевском уезде, в двухстах
верстах от Петербурга, чтобы провести там лето.



   До обеда они были заняты делами, а послеобеденное время и вечера

отдавали визитам, и ни о каких феноменах у них не было времени и
подумать.



   Однажды вечером их навестили двое старинных друзей отца. Оба они

были очень заинтересованы новым спиритуализмом и им, естественно,
очень хотелось что-нибудь по этой части повидать. После того, как
гостям показали несколько феноменов, они заявили, что полностью
убеждены в поразительных способностях Блаватской и никак не могут
понять, как ее отец, наблюдая подобные проявления, может все еще
оставаться равнодушным?



   Отец сидел в это время спокойно за столом, раскладывая "большой

пасьянс". На прямой вопрос он ответил, что все это чепуха и он
о таких пустяках не хочет и слышать. Серьезному человеку нечего
заниматься такими глупостями. Однако друзья его настаивали на том,
чтобы во имя их старой дружбы полковник Ган произвел какой-нибудь
эксперимент. Они предложили Гану написать в другом помещении
какие-нибудь слова, которые затем духи должны были бы
"простучать".



   В конце концов полковник согласился, скорее всего потому, что

надеялся на то, что ничего из этого не получится и он сможет над
друзьями своими посмеяться. Он пошел в другую комнату и на клочке
бумаги написал несколько слов, положил эту бумажку себе в карман и,
улыбаясь, засел снова за свой пасьянс.



   "Ну что ж, наш спор будет скоро разрешен, " сказал его друг

К-в, " но что вы скажете, если слово, которое вы написали, будет
правильно повторено? Разве вы в этом случае не вынуждены будете
поверить?"



   "Что я сказал бы, если бы это слово было отгадано, я в

настоящее время сказать не могу, " скептически ответил он, " но
одно для меня ясно: с того момента, как вы заставите меня поверить
вашему, так называемому спиритуализму, я буду готов поверить в
черта, колдуна, ведьму, русалку, во все суеверия старых баб, и вы
сможете тогда поместить меня в дом умалишенных".



   После такой декларации он спокойно продолжал свой пасьянс, ни на

что больше не обращая внимания... Младшая сестра стала произносить
буквы алфавита, старый генерал отмечал стуки, только Блаватская
ничего не делала. В конце концов мы получили одно слово, но
оно было таким неожиданно абсурдным, что никак нельзя было, как нам
казалось, связать его стем, что мог бы написать отец... Мы ожидали
какого-то продолжения и поглядывали друг на друга с сомнением,
произнести ли это слово вслух или нет? На наш вопрос: все ли это?
Прозвучали энергичные ответные стуки. Несколько раз повторились те
определенные стуки, которые на нашем коде означали: "Да, да,
да"!



   Увидев наше возбуждение, господин Ган посмотрел на нас поверх своих

очков и спросил: "Ну? Есть ли у вас ответ? Он должен быть очень
глубокомысленным".



   Он встал и, улыбаясь, приблизился к нам. Его младшая дочь,

Яхонтова, пошла ему навстречу и, несколько смущенно, сказала, что
есть только одно слово. " "И какое?" " "Зайчик".
  Надо было видеть необычайную перемену в выражении лица полковника,
когда он услышал это единственное слово! Он побледнел, как
покойник, дрожащими руками поправил свои очки и поспешно сказал:
"Позвольте мне посмотреть. Давайте сюда. Действительно ли это
так?"



   Он взял этот отрывок бумаги и взволнованным голосом произнес:

"Зайчик. Да, Зайчик. Так оно и есть... Как странно".

   Вынув из кармана бумажку, на которой он написал несколько слов,

будучи в соседней комнате, он протянул ее дочери и гостям. На
бумажке был вопрос и ожидаемый ответ. "Как звали мою любимую
лошадь, на которой я совершал свои первые военные турецкие
походы?" А ниже стояло "Зайчик".



   Мы торжествовали и откровенно выражали свои чувства. Это

единственное слово "Зайчик" произвело потрясающее
впечатление на старого полковника. Как это часто случается с
неисправимыми скептиками, убедившись однажды, что в претензиях его
старшей дочери есть нечто, что не могло быть объяснено ни
обманом, ни колдовством, он ринулся в феномены со всей горячностью
серьезного исследователя". [20, с.70-75]



"Поселившись в нашем поместье в Ругодево, мы чувствовали себя

как бы пересаженными в некую заколдованную страну, и совсем уже не
удивлялись движущимся вещам, которые необъяснимым образом
перемещались с места на место и по какой-то неизвестной нам, но
разумной, силе вмешивались в нашу жизнь. В конце концов мы
перестали обращать внимание на них, хотя эти феноменальные случаи
другим казались чудесами..." [20, с.100]



   "Все жители дома часто среди белого дня видели туманные

человеческие тени, расхаживающие по комнатам, в саду, у клумб перед
домом и вблизи старой церквушки. Мой отец (так недавно бывший
великим скептиком) и мисс Леонтина, гувернантка нашей младшей
сестры, часто говорили мне, что вот только что совершенно ясно они
видели эти тени..." [20, с.102]



   "Не только Е.П.Б., но и ее маленькая девятилетняя сестричка

Лиза видала посетителей, бесшумно скользящих по коридорам старого
дома... Удивительно, что она совсем не боялась их, считала их
живыми людьми и только интересовалась: откуда они пришли, кто они,
и почему никто, за исключением ее "старшей" сестры, их не
хочет замечать? Ей это казалось очень нелюбезным. На свое счастье,
она скоро утеряла свою способность ясновидения. Может быть об этом
позаботилась Блаватская". [20, с.99]



   "Мирную жизнь в Ругодево нарушила ужасная болезнь Блаватской.

Возможно, что во время ее одиночного путешествия по степям Азии она
получила тяжелую рану. Мы не знали, как это произошло. Глубокая
рана эта время от времени вновь открывалась и тогда она испытывала
невыносимые боли, часто вызывавшие судороги, за которыми следовал
транс, подобный смерти*.



   Болезненное состояние обычно длилось от трех до четырех дней и

после этого рана заживала так же быстро, как она вдруг появлялась.
Как будто бы какая-то невидимая рука ее закрывала, и от болени не
оставалось и следа. Однако вначале она не знала, что все так
кончится, поэтому испуг ее и расстройство были очень большими.



   Мы поехали в ближайший город за врачом, но он мало чем смог помочь,

не потому, что был плохим хирургом, но по причине некоего феномена,
происходившего каждый раз при попытке его помочь. Только он
осмотрел рану у лежавшей без сознания пациентки, как внезапно
увидел большую темную руку, протянутую между своей рукой и раной,
которую он собирался перевязать. Глубокая рана находилась вблизи
сердца, а рука передвигалась от горла до середины туловища.
Растерянность его увеличивали и бешенные стуки, которые раздавались
с середины потолка, с пола, от оконных рам, от всей мебели "
настоящий хаос звуков".


                                        НА КАВКАЗЕ

   "Летом 1860 года мы поехали из Псковской губернии на Кавказ,
чтобы навестить наших бабушку и дедушку Фадеевых и нашу тетушку,

г-жу Витте " сестру нашей матери, которые не видели Елену более

одиннадцати лет. По дороге на Кавказ, в городе Задонске,
Воронежской губернии, мы узнали, что в это время там находился
Киевский митрополит Исидор, которого мы помнили еще с детских лет,
когда он в Тифлисе был главой Грузинской Экзархии. Направляясь в
Петербург, он по пути остановился в Задонске, чтобы посетить
местный монастырь.



   Мне очень хотелось его встретить. Он нас вспомнил и прислал

известие, что очень будет рад видеть нас после молебна. Мы
отправились в кафедральный собор. У меня было плохое предчувствие,
и по дороге я сказала сестре: "Прошу тебя, постарайся, чтобы
твои милые чертики молчали, пока мы будем у митрополита". Она,
смеясь, ответила, что и она желает того же, но не может за них
поручиться. Я это знала также хорошо, и потому я не удивилась, что
как только митрополит стал расспрашивать мою сестру о ее
путешествиях, начались стуки: раз, два, три... Я испытала ужасные
муки. Ясно было, что он не мог не заметить назойливого приставания
этих существ, которые казалось, решили присоединиться к нашему
обществу и принять участие в беседе. Чтобы перебить нас, они
приводили в движение мебель, зеркала, двигали наши стаканы, даже
янтарные четки, которые старец держал в руках.


   Он сразу заметил наше смущение и, поняв положение, спросил, которая
из нас медиум. Будучи большой эгоисткой, я поспешила указать на

сестру. Митрополит беседовал с нами более часу. Когда он подробно

расспросил мою сестру, нам показалось, что он вполне был
удовлетворен, тем, что увидел этот феномен. Прощаясь, он
благословил сестру и меня, и сказал, что нам нет оснований бояться
феноменов.



   "Нет такой силы, " сказал он, " которая не шла бы от

Вседержителя. Пока вы свое дарование не используете во зло, вы
можете быть спокойны. Нам ни в каком случае не запрещено
исследовать силы природы. Придет день, когда люди это поймут и
используют. Да благословит вас Господь, дитя мое!"



   Он еще раз благословил Елену и перекрестил ее. Как часто в

последующие годы Е.П.Блаватская вспоминала эти приветливые слова
иерарха правословной греческой церкви, и она всегда испытывала к
нему глубокую благодарность". [15, ноябрь, 1894]


   Если она помогала и лечила таких, которые действительно считали

себя одержимыми, то те, которые были сами виновны в своей судьбе,

становились ее злейшими врагами...


Князья Гуриели, Дадиани и

Абашидзе были ее лучшими друзьями, но все те, которые были
враждебны этим семьям, становились ее вечными врагами...



   Она сторонилась общества. Все ее симпатии были на стороне той части

человечества, которая была "вне общества", которое она
игнорировала и избегала. Ее окружали некроманты, одержимые,
полоумные и т.п. Она навещала и брала под свою защиту местных
кудиани (магов и колдунов), персидских чудотворцев, старых
армянских певцов и гадалок.



   В конце концов общество " это таинственное "нечто", если

взять его членов вместе, а по существу "ничто" " восстало
против своего непокорного члена, который осмелился игнорировать его
традиции и поступать так, как ни один "приличный" человек
не должен был бы поступать. Подумайте только " ездить одной верхом
по лесам, посещать грязных обитателей дымных саклей, считать, что
эти люди лучше блестящих представителей светских гостиных... Все
говорили о ней... Суеверные местные аристократы вскоре признали ее
за колдунью и стали спрашивать у нее совета в своих личных
делах". [20, с.112-114]



   В своем письме к Синнету, Е.П.Б. писала: "Спросите ее (Веру),

она знает о моих способностях. Когда я была в Имеретии и Мингрелии,
в девственных лесах Абхазии и на берегу Черного Моря, все эти люди
" князья, епископы и аристократы шли ко мне со всех сторон, с
многочисленными просьбами вылечить их, дать совет, сделать то,
сделать другое"

   Она поселилась в одном маленьком поселке (Озургетти в Мингрелии),

совсем еще глухом месте, куда не было никаких дорог и которое почти

не имело связей с миром. Там она купила себе домик.


   В этом домике она тяжело заболела. Об этом Желиховская писала

Синнету следующее:


   "Это была одна из тех таинственных нервных болезней, которые

ставят науку в тупик. Своим друзьям она рассказывала, что
"живет двойной жизнью". Что она под этим подразумевала,
никто из известных тогда в Мингрелии людей понять не мог.



   Сама она свое состояние описывала так: "Когда меня называют по

имени, я открываю глаза и являюсь сама собой, но только меня
оставляют в покое, я опять погружаюсь в свое обычное дремотное
состояние полусна и становлюсь кем-то другим (кем именно,
она не говорила). Это была болезнь, которая медленно, но
непреложно, убивала меня. Аппетит был потерян полностью, я не
ощущала жажды и часто неделями ничего не ела, выпивала лишь немного
воды. Так за четыре месяца я превратилась в живой скелет.



  Иногда, когда меня звали по имени, а я в то время была в своем

другом "Я" и беседовала с кем-то в этой своей жизни сна, я
сейчас же открывала глаза и разумно отвечала, ибо я никогда не
бредила, но только я затем закрывала глаза, то это "другое
я" продолжало фразу с того слова или полуслова, на котором меня
прервали. Когда я бодрствовала и была сама собой, я хорошо помнила
все что было, когда я была другой сущностью, но когда я была
другой, я никакого представления не имела о Елене Петровне
Блаватской, я находилась в другой далекой стране и была совсем иной
индивидуальностью, и у меня не было ни малейшей связи с моей
теперешней жизнью". [20, с.115, 116]



   Может быть следующее, что Е.П.Б. писала несколько лет спустя, в

какой-то мере осветит это трудно понимаемое состояние: "Такая
способность скрыта в каждом человеке, не только у особых людей, но
в 99 случаях из 100 тайна двойной жизни остается для них
неизвестной и это незнание создает образ жизни западных людей...



   Кто из нас знает или способен познать свое "Я", пока он

живет в условиях жизни "высшего общества" или в тяжелейших
условиях жизни пролетариата?



   Нас с детства обучили, что человек погрязает в грехах, что он

бессилен, как побег камыша, среди внутренних человеческих
объективных и субъективных обстоятельств. Но хотя человек пассивно
отдается всему, его Высшее Я так же свободно в течение жизни, как
оно будет в тот день, когда покинет тело. (Однажды она писала:
"Да, во мне две сущности. Но что это значит? И в вас две,
только мои сознательные, а ваши нет." [19, июль, 1892])



   Существуют люди, которых скрытое веление Кармы приводит к тому, что

они рождаются с этим дарованием, и в которых их внутреннее Я
настолько сильно, что они к минимуму сокращают свою личную жизнь и
желания своего тела". [23, май, 1887]



   Продолжим рассказ о болезни Е.П.Б.: "Единственный врач этого

маленького городка, военный врач, ничего не смог понять в ее
болезни, но так как состояние ее здоровья быстро ухудшалось, то он
решил послать ее в Тифлис к своим коллегам. Она была слишком слаба,
чтобы ехать верхом, опасна была также и поездка в телеге, поэтому
решили отправить ее в лодке по реке. За четыре дня можно было ее
так довести до Кутаиси.



   Такое путешествие в лодке по узкой реке, протекающей в девственном

лесу, было далеко не безопасным. Хотя эта речка и была вообще
судоходной, но по ней никто до этого таких путешествий не совершал.
Когда в течение трех ночей лодка медленно проплывала по узкому
руслу среди покрытых лесом скал, слуги были в чрезвычайном испуге.
Они клялись потом, что видели свою госпожу, вышедшей из лодки и
прошедшей через воду в лес, а тело ее в это же время оставалось
вытянутым на кровати, которую устроили для нее на дне лодки.



   Человек, который тянул эту лодку бечевой, дважды в ужасе крича,

убегал, увидев перед собой это "существо". Если бы не
старый верный слуга, лодку оставили бы посреди реки. Слуга этот
рассказывал, что в последний вечер он видел две фигуры, в то время,
как третья " его госпожа " продолжала лежать перед его глазами на
дне лодки. Как только путешественники прибыли в Кутаиси, где жили
дальние родственники Блаватской, все слуги, за исключением этого
старого лакея, покинули их и больше не возвращались.



   С большими трудностями Блаватскую отправили из Кутаиси в Тифлис. Ее

встретил в карете старый друг семьи. В дом этого друга Блаватскую
внесли, как умирающую. Об этом случае она потом ни с кем не
говорила...



   Однажды после обеда, все еще слабая после перенесенной болезни,

Блаватская зашла в комнату своей тетки Н.А.Фадеевой. После короткой
беседы, тетка ее, увидев, что Блаватская устала и выглядит сонной,
предложила ей прилечь на диван, и только голова ее коснулась
подушки, она погрузилась в глубокий сон. Тетка спокойно продолжала
работу. Вошла в комнату ее племянница. Внезапно обе они услышали за
стулом тетки чьи-то шаги, но, повернувшись, тетка никого не
увидела. Звук тяжелых шагов продолжался и пол под ними продолжал
скрипеть. Шаги приблизились к дивану и смолкли. Затем они обе
услышали какой-то шепот у дивана Блаватской, раскрылась книга,
которая лежала вблизи на столике; казалось, что какая-то невидимая
рука перелистывает ее страницы. Затем еще одна книга поплыла по
воздуху в том же направлении.



   Скорее удивленная, чем испуганная, " в доме уже привыкли к

подобным явлениям, " Н.А.Фадеева встала со своего откидного
кресла, чтобы разбудить Блаватскую и тем самым остановить эти
феномены. В то же время на другом конце комнаты задвигалось тяжелое
кресло и кто-то потихоньку направился от окна в сторону дивана.
Блаватская проснулась и спросила у невидимого существа, что это
значит? Опять в комнате зашептались и вскоре все стихло".

                    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ

   "В то время спиритизм (или спиритуализм) только лишь начинал

развиваться в Европе. Необыкновенные психические способности

Блаватской, проявленные ею еще в детские и юношеские годы, за время
ее путешествий значительно возросли и определились, и она вернулась
в Россию, обладая многими оккультными способностями, которые в то
время приписывали медиумам". [20, с.59]



   "На вопросы сестры она отвечала, что эти явления, как в

детстве, так и в юности, всегда сопутствовали ей, и что по своей
воле она могла заставить "стучащих" усилить свои стуки или
уменьшить их, а то и совсем прекратить. Конечно, лучшие люди Пскова
знали, что происходит в мире, слышали о спиритизме и его
проявлениях, но сами они никогда не слыхали этих "стучащих
духов". В Петербурге были медиумы, но до Пскова они еще не
добрались". [20, с.60]



   "Когда ее называли "медиумом", " говорила Желиховская,

" Блаватская смеялась и говорила, что она не медиум, а только
медиатор " посредник между умершими и живыми, но я никогда
не могла понять эту разницу... Моя сестра во время своего
многолетнего отсутствия путешествовала по Индии, где, как мы теперь
знаем, медиумические феномены высмеиваются, и объясняют их совсем
иначе. Медиумизм, по их представлениям, исходит из такого
источника, из которого моя сестра черпать не считала возможным, и
поэтому она не признавала за собой эти качества". [20, с.61]



   "Трудно даже кратко описать то, что за время пребывания

Блаватской во Пскове она нам показала.. Все это можно
классифицировать следующим образом:



1. Прямые и вполне ясные ответы, письменные или устные, на

ментальные вопросы " или "чтение мыслей".


2. Обнаружение различных болезней, наименование их по латыни и

указание последующего курса лечения.


3. Сообщение о некоторых тайнах, о которых никто не знал, особенно

в тех случаях, когда кем-то был проявлен обвиняющий ее скептицизм.


4. Изменение веса мебели и человека.



5. Получение писем от неизвестных корреспондентов, письменных

ответов на вопросы. Письма эти мы находили в невероятных местах.


6. Показ присутствующим задуманного ими предмета.



7. Звуки музыки по желанию Блаватской". [20, с.66, 67]



   "Вскоре мы убедились, что "работающих духов", как нам

всегда объясняла Блаватская, надо разделить на несколько категорий.


   Низшие из этих невидимых существ показывали лишь физические

феномены. Высшие " редко соглашались беседовать с чужими. Они
давали себя видеть, или чувствовать, или слышать лишь в те часы,
когда мы были одни в семье и когда в нашей среде царили полный мир
и согласие..., когда никто из нас не старался провести какие-то
эксперименты или увидать необыкновенные явления, и когда не было
никого, кого надо было убеждать в чем-то или информировать...



   По большей части феномены не имели связи между собой и, казалось,

что они не зависели от ее воли, очевидно не было принято во
внимание ни одно из предшествующих обстоятельств и, как казалось,
они противоречили ближайшему высказанному желанию и воле.



   Мы сердились, когда был случай убедить какого-нибудь очень

интеллектуального исследователя, но из-за упрямства или нежелания
Блаватской ничего не выходило...



   Я хорошо помню, как однажды в гостях, куда издалека приехало

несколько семейств, чтобы повидать феномены, Блаватская не дала
никаких доказательств своим способностям, хотя и говорила, что
делает все, что может. Это продолжалось несколько дней. (Е.П.Б.
объяснила это усталостью и отвращением ко всевозрастающей людской
жажде "чудес"). Гости уехали неудовлетворенными и
настроенными скептически.



   Но только ворота за ними закрылись и бубенчики еще звенели при

проезде ими последней аллеи, как в комнате все ожило. Мебель вела
себя так, как если бы в каждом ее предмете была способность
говорить. Мы провели вечер и большую часть ночи, как будто бы мы
находились в магических стенах дворца Ше*censored*езады...



   Пока мы в столовой ужинали, на пианино, которое находилось в

соседней комнате, было сыграно несколько звучных аккордов. Пианино
было запертым и стояло так, что мы могли его видеть через открытые
двери.



   Затем по приказанию Блаватской к ней по воздуху прилетели ее

мешочек с табаком, спички, носовой платочек, одним словом, все
чтобы она ни попросила, или что бы мы ни заказывали ей попросить.



   Затем в комнате вдруг погасли все лампы и свечи, как будто по

комнате прошло сильное дуновение ветра. Когда мы зажгли спички, то
вся мебель " диваны, кресла, шкафчики с посудой и большой буфет "
все было перевернуто вверх ногами, но при этом ни один орнамент,
даже мельчайший, никакой предмет посуды, не пострадали.



   Только мы пришли в себя от этих чудес, как снова услышали игру на

фортепиано " чисто и хорошо исполненный длинный бравурный марш. С
зажженными свечами мы подошли к инструменту (я при этом проверила,
все ли присутствуют). Как мы и полагали, фортепиано было заперто, а
последние аккорды еще вибрировали под закрытой крышкой". [20,
с.81-84]



   "Она была, как тогда говорили ее современники, "хорошо

пишущим медиумом". Это означает, что она могла сама написать
ответы в то время, когда говорила с окружающими на совершенно
постороннюю тему... Блаватская рассказала нам, что в детстве и
позже, она в этих случаях видит мысль спрашивающего или ее яркий
отблеск, как будто бы эта мысль висит в царстве теней вблизи головы
вопрошающего. Ей надо только внимательно снять с нее копию или
позволить руке механически записать ее. Во всяком случае она
никогда не чувствует, что ею руководит какая-то внешняя сила, т.е.
никакие "духи" ей не помогают...



Когда чью-либо мысль надо было передать стуком, положение было

другое. Прежде всего, ей надо было прочесть мысль спрашивающего,
запомнить и объяснить ее, затем следить за тем, как произносят,
одну за другой, буквы алфавита и направлять поток воли, чтобы он
произвел стук при нужной букве". [20, с.72, 73]



   "Часто бывало, что сестра моя что-то читала, а мы " наш отец,

гувернантка и я " не желая ее тревожить, обращались ментально
к невидимым силам и в тишине, держа наши мысли про себя,
записывали буквы, которые выстукивались на ближайшей стене или на
столе. Интересно, что такой безмолвный разговор с этой
"разумной силой", которая всегда излучалась в присутствии
моей сестры, был особенно интенсивным, когда она спала или была
серьезно больна". [20, 100, 101]



   "...Она давно уже оставила разговоры с помощью стуков

[говорится о том времени, когда она жила в Мингрелии] и находила
более удобным отвечать словесно или письменно. Это она делала
сознательно и просто, как она объясняла, наблюдая мысли людей,
которые исходили из их голов лучистыми спиралями или в виде струй,
принимающих определенные тона и формы.



   Часто такие мысли и ответы на них запечатлевались в ее мозгу и

формировались в слова и фразы. Насколько я понимаю, здесь
происходил процесс соединения ясновидения с чтением мыслей.



   Иногда во время записывания Блаватская казалось впадала в состояние

комы или магнетического сна с широко раскрытыми глазами, но и при
этом все же рука ее шевелилась и она продолжала записывать. Когда в
таком состоянии она отвечала на ментальные вопросы, ответы ее редко
были неудовлетворительными".



   Здесь сама Блаватская дает примечение: "Вполне естественно, ибо

это не был магнетический сон и никакая не "кома", но
обыкновенное состояние интенсивного сосредоточения, когда малейшее
рассеяние приводит к ошибке. Люди, знакомые лишь с медиумическими
явлениями и не знающие наших философских основ, часто совершают эту
ошибку".



   "Все это время ее оккультные способности не только не

ослабевали, но с каждым годом становились все сильнее. Казалось,
что она по своей воле может выполнить все что угодно... Однако
случайные, эпизодически происходящие феномены становились все реже,
но когда они происходили, то были всегда очень необычными".



[20, с.114, 115]



   "После возвращения к жизни и здоровью (после своей таинственной

болезни), Блаватская покинула Кавказ и уехала в Италию.


   Уже перед отъездом в 1863 г., в ее способностях произошли

существенные изменения". [20, с.118]


   "В то время, когда я это пишу (1885 г.), вот уже более двадцати

лет прошло с того времени, когда еще происходили независящие от ее
воли феномены. Не могу сказать, когда именно произошла эта перемена
в ее оккультных способностях, так как она в это время жила вдали
от нас и при встречах мы редко этого касались, лишь в письме она
однажды прямо ответила на этот вопрос: "Теперь (1866 г.) я уже
никогда не буду подверженной внешним влияниям". [20, с.119]



   "Я верю этому заверению, " говорит ее сестра, Желиховская, "

потому что в течение пяти лет мы имели возможность наблюдать, как
постепенно изменялись ее способности.



   Во Пскове и Ругодеве еще нередко случалось, что она не могла ни

контролировать эти проявления, ни прекратить их. Позже мы
наблюдали, что она становилась все более способной овладевать ими.
В конце ее пребывания у нас, после неожиданной и тяжелой болезни в
Тифлисе, стало очевидным, что она может вызывать эти явления и
проводить их по своему желанию.



   Она продемонстрировала это, прерывая феномены по своей воле на

несколько дней или недель. Когда этот срок истекал, она могла их
снова вызвать или не вызвать и разрешала своим близким выбирать,
что им захочется. Короче говоря, мы все убеждены в том, что когда
проявлялась ее могущественная природа, она могла своей несокрушимой
волей, тем или иным способом, сделать послушными силы невидимого
мира, население которого она отказывалась называть "духами и
душами".

                          ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА ПРОНИКНУТЬ В ТИБЕТ

   

   Когда г-жа Блаватская вполне оправилась после своей таинственной

болезни на Кавказе, она покинула Россию и "отправилась в
Италию", как писал об этом Синнет в своей книге "Эпизоды из
жизни Блаватской". Сама же она рассказывала по-другому: "Я
покинула Тифлис примерно в 1864 году и отправилась в Сербию,
путешествовала по Карпатам, как я это описала в своем рассказе о
Двойнике". [14, с.151] В.Желиховская писала: "Уехала в
чужие края, сначала в Грецию затем в Египет. Вся жизнь ее прошла
шумно и в постоянных путешествиях. Всегда она стремилась к какой-то
неизвестной цели, выполняя какие-то задания. Ее странствия и
отвечающий этим странствиям образ жизни закончились лишь тогда,
когда она познакомилась с теософскими, научными, гуманистическими и
духовными проблемами. Тогда она сразу остановилась, как корабль,
который вошел в гавань после многих лет странствий, свернув паруса
и в последний раз бросил якорь.



   Ее биограф Синнет уверяет, что уже за многие годы до ее

окончательного приезда в Америку (1873 г.) у нее были особые
духовные связи с теми странными существами, которых она позднее
называла своими Учителями, цейлонскими и тибетскими Махатмами, и
что только по их прямому велению она путешествовала с одного места
на другое, из одной страны в другую... Нам, своим близким
родственникам, она впервые упомянула об этих непонятных существах в
1874 году, когда обосновалась в Нью-Йорке". [15, декабрь, 1894]



   Но несколько лет перед этим Желиховская в своих "мемуарах"

писала: "Все кругом считали, что происходящие в ее присутствии
явления производят "духи", благодаря ее медиумическим
способностям. Она же сама это постоянно отвергала... Как
тогда, так и теперь, она утверждает, что совсем другая сила
овладевает ею, что силу эту она получила от индийских Радж-Йогов.
Она меня уверяла, что даже те тени, которые она видела всю свою
жизнь, не были призраками или душами умерших, а что это просто тени
ее всмогущих индийских друзей в астральных телах" [14,
с.154, 155] Какое значение имеет имя? Называла ли она их
"Радж-Йогами" или "Махатмами", Е.П.Б. говорила об
одних и тех же существах.