АГНИ

АГНИ

Мэри Нэф "Личные мемуары Е.П. Блаватской" Глава 1-7

  ( Избранное )

                                  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО

   Кроме видимой всеми части природы она наблюдала и кое-что другое. С
раннего детства маленькая ясновидящая видела какого-то
величественного индуса в белом тюрбане. Она знала его так же
хорошо, как своих родных, и называла своим Хранителем. Она часто
говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах.
   Один из таких случаев произошел, когда Блаватской было 13 лет.
Лошадь, на которой она ехала верхом, внезапно испугалась и встала
на дыбы. Девочка была выброшена из седла и повисла, запутавшись в
стременах. Все то время, пока не остановили лошадь, она
чувствовала, что чьи-то руки поддерживают ее тело.
   Другой похожий случай произошел в более раннем возрасте, когда она
была совсем еще маленькой. Ей очень захотелось лучше рассмотреть
одну картину, которая висела высоко на стене и была прикрыта белым
покрывалом. Она попросила снять покрывало, но ее желание не
исполнили. Тогда однажды, когда девочка была одна, она пододвинула
к стене стол, поставила на него еще один маленький столик и на нем
установила стул. Затем взобралась на этот стул, одной рукой
опираясь на стену, а другой схватила за край покрывала. Но тут
потеряла равновесие и больше уж ничего не помнила. Когда же она
пришла в себя, то увидела, что лежит на полу, здоровой и
невредимой, а оба стола и стул стоят на своих прежних местах.
Единственным свидетельством, подтверждающим, что это событие
действительно имело место, были следы ее маленьких ручек на пыльной
стене под картиной".
   Старшая дочь, Елена, была не по годам очень развитым ребенком и уже
с раннего детства обращала на себя внимание всех окружающих. Она не
признавала никакой дисциплины, не прислушивалась к наставлениям
воспитателей, обо всем имела собственное мнение. Она была
исключительно оригинальной, самоуверенной и отчаянной. Когда после
смерти нашей матери мы стали жить у ее родственников, наши учителя
теряли с Еленой всякое терпение, но несмотря на ее
пренебрежительное отношение к урокам, их поражала необыкновенная
одаренность, особенно легкость, с которой она изучала иностранные
языки и ее музыкальные способности. Ей были свойственны все черты
характера мальчишки, как хорошие, так и дурные; она любила
путешествия и приключения, презирала опасности и была абсолютно
равнодушной к указаниям старших.

                                 В ДОМЕ ДЕДУШКИ
   Малейшее противоречие вызывало в ней раздражение, доходящее часто
до конвульсий. Когда же вблизи не было никого, кто мог бы помешать
ей, девочка могла часами, а иногда и днями, спокойно сидеть и
что-то сама себе, как полагали люди, шептать и одна, в темном углу,
рассказывать об удивительных случаях, сверкающих звездах и других
мирах. Ее гувернантки называли это глупыми выдумками. Любое
поручение, какое ей давалось, она не выполняла, любой запрет она
немедленно переступала. Ее няня серьезно верила, что ребенок
одержим всеми семью духами зла и непокорности. Ее гувернантки были
в своем роде мученицами. Лишь лаской можно было подействовать на ее
необузданный характер.
    Как это было в 10 лет, так и тогда, когда ей стало 15. Она ездила верхом в казацком мужском седле!
   Как это было в детстве, ее симпатии были всегда на стороне людей
невысокого положения. Ей всегда нравилось играть больше с детьми
своих слуг, чем с детьми, равными ей. В детстве за ней постоянно
следили, чтобы она не убегала из дому и не дружила с оборванными
уличными мальчишками. Так же и в дальнейшем она была совершенно
равнодушной к так называемому "дворянству", к которому она
по рождению принадлежала".
   Была все же одна женщина, которая в известной мере могла совладать
с этим ребенком, у которой хватало на это ее огненного
Долгоруковского темперамента. Это была ее бабушка по Долгоруковской
линии. Полковник Олькотт в своей книге "Страницы старого
дневника" описал один случай:

   "В детстве ее темперамент не поддавался какому-либо послушанию,
так как отец ее после смерти жены всячески баловал дочь, прямо
боготворил ее. Когда в 11 лет она оказалась под руководством своей
бабушки по материнской линии, то была предупреждена, что такой
неограниченной свободы для нее уже не будет.

   Однажды раздраженная Елена закатила пощечину своей няне. Когда об
этом узнала бабушка, ребенка привели, расспросили и она признала
свою вину. Тогда бабушка велела зазвонить в колокол, чтобы
собрались все слуги, и сказала своей внучке, что она ударила
беспомощного, ниже ее стоящего человека, который не смеет сам себя
защитить, что она вела себя недостойно и что она должна просить
прощения у няни и поцеловать ее руку. Вначале девочка сильно
покраснела и хотела возражать. Но тогда старая дама сказала, что
если сейчас же девочка не послушается, то со стыдом будет отослана
обратно, и прибавила, что благородный человек не отказывается
исправлять ошибку, совершенную им в отношении слуги, особенно
такой, которая своим преданным служением заслужила доверие своих
господ. Будучи от природы великодушной и всегда внимательно
относившейся к стоящим ниже ее людям, девочка залилась слезами,
упала перед няней на колени и поцеловала ее руку, прося прощения.
Ясно, что после этого случая вся прислуга молилась на нее".

   В книге "Детские воспоминания, собранные для моих детей"
писательница Желиховская (Вера " сестра Елены Петровны)
вспоминала:

   "Дача, на которой мы жили в Саратове, была старым, громадным
зданием с подземными галереями, давно покинутыми ходами, башнями и
укромными уголками. Это был скорее полуразрушенный средневековый
замок, чем дом постройки прошлого века. Нам было разрешено в
сопровождении слуг обследовать эти старые "катакомбы". Мы в
них нашли больше битого бутылочного стекла, чем костей, и больше
паучьих сетей, чем железных цепей, но в каждой тени, отраженной на
стене, нашему воображению чудились какие-то духи.

   Однако Елена не ограничилась одним-двумя посещениями, оказалось,
что это страшное место она сделала своим убежищем, где укрывалась
от учебных занятий.

Много времени прошло, пока это убежище не было обнаружено. Каждый раз, когда Елена исчезала, на поиски ее посылали большую группу прислуги во главе с тем или иным
"жандармом", человеком, который не побоялся бы выловить ее
силой. Из сломанных столов и стульев она соорудила в углу, под
окном, закрытым решеткой, некое подобие башни. Там она долго
пряталась, читая книгу с разными легендами, которая называлась
"Мудрость Соломона".

   Раза два ее лишь с большим трудом удалось найти где-то в сыром
коридоре, так как, стараясь избежать погони, она зашла в лабиринт и
там заблудилась. Но это ничуть не испугало ее, ибо она утверждала,
что никогда не бывала там одна, а всегда в обществе своего
"маленького горбуна" " ее товарища по играм.   
   
   Ни один мальчишка школьного возраста не был таким
озорным, совершающим самые невообразимые проказы, какой была она.
Но когда кончались шалости, ни один ученый не мог бы быть более
прилежным в своих занятиях. Ее нельзя было оторвать от книг,
которые она прямо глотала, днем и ночью. Казалось, что вся большая
домашняя библиотека не сможет удовлетворить ее жажду знаний.

   Воображением, вернее тем, что все мы тогда считали воображением,
Елена была наделена с самого раннего детства. Часами она могла
рассказывать детям моложе и старше ее невероятные истории с
уверенностью очевидца, который знает, о чем он говорит.

   

   Будучи в одних случаях храброй, бесстрашной маленькой девочкой, в
других " она была охвачена сильным страхом, порожденным ее же
галлюцинациями. Она говорила, что ее преследуют "ужасные,
светящиеся глаза", часто боялась неживых предметов.

   Иногда на нее находил приступ смеха. Она объясняла, что этот смех
вызван шалостями ее невидимого друга. Невидимых друзей своих игр
она находила в каждом укромном уголке, в каждом кусте нашего
старого парка. Зимой, когда наша семья переезжала в город, она с
этими друзьями играла в большой гостиной в нижнем этаже дома,
который с полуночи до утра всегда пустовал.
   Для девочки вся природа была одушевленной. Она слышала голос каждой
вещи и приписывала вещам сознание, существование в них скрытых сил,
которые видела и слышала только она одна. Так она относилась ко
всем видимым, хотя и неживым, предметам: фосфоресцирующему пню,
камешкам, холмам и т.д.

   Верстах в десяти от летней дачи губернатора была песчаная площадка,
где можно было найти окаменевшие останки рыб, ракушек, зубов
неизвестных чудовищ и т.п.

   По-видимому, в древние времена это место было морским дном или дном
большого озера. Удивительным было то, что Елена рассказывала нам на
этом месте. Это были ее видения, а не просто рассказы. Улегшись
плашмя на землю и упершись подбородком на руки, почти зарывшись
глубоко в песок, она описывала нам все это подводное царство, его
жизнь, борьбу, которая в нем происходила, уверяя при этом, что все
это она видит. Своим крошечным пальчиком она рисовала на песке
давно вымерших морских чудовищ, и перед глазами слушающих ее
проходили картины фауны и флоры в то древнее время.

   Слушая ее рассказы о небесно-голубых волнах, которые в радужных
красках отсвечивали на песке морского дна игру солнечного света, о
коралловых рифах и сталактитовых пещерах, о морской траве с
прекрасными блестящими на ней анемонами, мы как бы ощущали
прикасание прохладных вод к нашим телам, которые превращались в
прекрасные морские существа. Наше воображение следовало за ее
рассказами, теряя представление о действительности.

   Позднее она уже никогда нам так не говорила, как это было в раннем
детстве. Ее источник иссяк. Но тогда она завладевала своей
аудиторией и вела ее за собой, заставляя видеть то, что видела она,
хотя бы и не так ясно.

   Однажды она всех нас напугала почти до нервного припадка. Заведя
нас в эту сказочную страну, она внезапно перевела нас из прошлого в
настоящее время, потребовала, чтобы мы представили себе, что все
то, что она говорила о прохладных синих волнах и их населении,
находится сейчас вокруг нас.

   "Только подумайте! Удивительно! " говорила она, " Земля
внезапно раскрывается, воздух сгущается и превращается в морские
волны... Смотрите, смотрите! Вот волны уже видны и надвигаются на
нас. Повсюду вода! Нас окружают тайны подводного мира!.." Она
стояла уже на ногах и говорила с таким убеждением, в ее голосе
звучало такое неподдельное изумление и ужас, а на детском личике
отразились одновременно и безумная радость и страх, что в тот
момент, когда она закрыла глаза обоими руками и с надсадным воплем
рухнула на песок, вскричав: "Вот она эта волна!.. Она пришла!..
Море, море, мы тонем!.." " вслед за ней и все мы попадали ниц,
отчаянно крича. Мы тоже искренне поверили, что нас действительно
поглотила морская пучина и теперь нас уже нет в живых!..

   Елена очень любила в сумерки собирать вокруг себя маленьких детей,
вести их в музей бабушки и там поражать их воображение
сверхъестественными рассказами, неслыханными приключениями, в
которых главной героиней была она сама. Каждый экспонат музея
доверял ей свои тайны, передавал свои предыдущие воплощения или
эпизоды из их жизни.

   Где она могла услышать про перевоплощение? Кто ей в нашей
православной семье мог рассказать о переселении душ? Она любила
ложиться на своего огромного тюленя, гладить его серебристую шкуру
и рассказывать нам приключения, которые он ей передавал. Она
говорила так красноречиво, таким красочным языком, что даже
взрослые незаметно для себя оказывались увлеченными ее волнующими
рассказами. Младшая же аудитория верила каждому ее слову.

   Однако Елена не только любила рассказывать, но и слушать рассказы
других людей. В семье Фадеевых жила старая няня, которая славилась
своими сказками, число которых было бесконечным.
"Иван-царевич", "Кащей бессмертный", "Серый
волк", "Ковер-самолет", "Прекрасная Мелетреса",
которая томилась в подземном царстве, пока ее не освободил царевич,
отперев дверь золотым ключом, " все это очень волновало нас всех.
Только обыкновенные дети быстро забывали эти сказки, а Елена
никогда их не забывала и вовсе не считала их фантазией. Она глубоко
переживала приключения этих героев, их заботы и стремления и
уверяла, что все эти события вполне естественны. Люди могут
превращаться в зверей и принимать любой вид, если только они знают,
как это делается, люди могут летать, если только они сильно это
пожелают. Такие мудрые люди существовали во все времена и
существуют в наши дни. Но они показываются только тем, кто их
почитает, кто им верит и не смеется над ними...

   В доказательство этого она любила указывать на столетнего старца,
который жил недалеко от их поместья в лесном овраге. Этот старец
"Бараниг Буряк" был, как говорили люди, настоящим
волшебником, но добрым волшебником. Он охотно лечил всех больных,
которые к нему обращались, но мог и наслать болезнь на грешников.
Он хорошо знал оккультные свойства растений, цветов, и про него
говорили, что он умеет предсказывать будущее. Рядом со своей
избушкой он устроил пасеку с множеством ульев. Летом в
послеобеденное время его всегда можно было увидеть на этой пасеке,
медленно проходящим среди ульев, увешанным с ног до головы роями
своих любимиц " пчел. Он прислушивался к их жужжанию, безнаказанно
погружал свои руки в ульи и беседовал с пчелами. Пчелы замолкали,
как бы вслушиваясь в его непонятную речь, похожую не то на
монотонное пение, не то на бормотание. По-видимому, златокрылые
труженицы и их хозяин хорошо понимали друг друга. В этом Елена была
совершенно убеждена.

   "Бараниг Буряк" интересовал девочку, и она при каждом
удобном случае навещала его. Она задавала ему вопросы, с серьезным
вниманием вслушивалась в его объяснения о том, как понять язык
птиц, животных, насекомых*. Что касается столетнего мудрого старца,
то он не раз нам говорил: "Эта маленькая барышня совсем
отличается от всех вас. Большие события ожидают ее в будущем. Жаль,
что я не доживу до того, чтобы увидеть исполнившимся предсказанное
мною, но оно исполнится обязательно!" 

                              ЮНОСТЬ И ЗАМУЖЕСТВО

   Е.Ф.Писарева (автор известной биографии 
Е.П.Блаватской) писала:  "Одним из ее качеств, которое
притягивало к ней друзей, но в то же время и очень вредило ей, был
ее меткий, блестящий юмор, чаще всего доброжелательный, но нередко
сильно задевавший мелких честолюбивых людей. Кто знал ее в
молодости, с удовольствием вспоминает ее веселую, открытую, чистую,
умную, полную юмора речь. Она любила шутить, волновать,
поддразднивать людей". 

   Как я говорила вам, во мне
нет никакой женственности. Если бы в моей юности какой-то молодой
человек посмел заговорить со мною о любви, я застрелила бы его, как
собаку, стремящуюся меня укусить. До 9 лет единственными
"нянями", которых я признавала, были артиллерийские солдаты
и калмыкские буддисты".

   Ее раннее замужество и поспешное бегство от супруга вызвало
всеобщее непонимание. Е.Ф.Писарева высказывает следующие
предположения: "Ее брак в 17-летнем возрасте со старым
нелюбимым человеком, с которым у нее не могло быть ничего общего,
можно объяснить лишь страстным ее желанием добиться большей
свободы. Если представить себе жизнь женщины из "высшего
общества" в провинции, со всеми предрассудками этого общества и
скучнейшим этикетом, то можно легко понять, как все это подавляло
такое впечатлительное, несдержанное, свободолюбивое юное
существо". 

   "Вы делаете большую ошибку, женясь на мне, " говорила она
жениху перед венцом, " Вы очень хорошо знаете, что достаточно
стары, чтобы быть мне дедушкой. Вы сделаете кого-то несчастным, но
это не буду я. Что касается меня, то я не боюсь вас, но
предупреждаю, что вы ничего не получите от этого брака". Он
действительно мог бы сказать, что получил не то, чего ожидал".

   "Вынужденная спешить с браком, она казалась успокоенной, думая,
что ей, как замужней женщине, будет большая свобода действий. Отец
в этом деле не принимал никакого участия, он был далеко от нее со
своим полком. Венчание состоялось в Джелалогли 7 июля 1848
года".  А 30-31 июля по старому календарю или 12
августа по новому " ей исполнилось 17 лет.

   Когда во время венчания священник произнес слова: "Ты должна
будешь чтить своего мужа и слушаться его", она, услышав это
ненавистное слово " "ты должна", покраснела, потом
смертельно побледнела и сквозь зубы пробормотала: "Конечно,
нет". С этого момента она решила взять все в свои руки и
оставить своего "мужа" навсегда, не давая ему возможности
даже подумать о ней, как о жене. Так Блаватская в 17 лет оставила
свою родину и провела долгих 10 лет в чужих, трудно-доступных
местах " в Центральной Азии, Индии, Южной Америке, Африке и
Восточной Европе".

   В письме "Моя исповедь" она писала: "... в 1848 г. я,
ненавидя мужа, Н.В.Блаватского (может быть и несправедливо, но уж
такая натура моя, Богом дарованная), уехала от него, бросила "
девственницей (приведу документы и письмо, доказывающее это,
да и сам он не такой свинья, чтобы отказаться от этого)"

   В одном интервью, которое было опубликовано 14 июля в 1878 г. в
Нью-Йоркской газете "Star", она говорила: "Я " вдова,
счастливая вдова, и я благодарю Бога. Я не хотела бы быть рабой
самого Всевышнего, не говоря уже о рабстве у человека".

   Так она сбежала от ненавистного ей замужества и исчезла на десять
лет. Ее сестра Вера писала: "Никто не знал, где она, и мы
считали ее умершей".*

   Почему ее заставили венчаться? Требовала ли это семейная честь или
в замужестве родственникам представилась счастливая возможность
избавиться от такой трудной, вспыльчивой, стремительной девушки?
Каким бы ни был мотив у ее родных, это было безжалостно в отношении
бедной Елены фон Ган. Она так резюмирует свое горькое замужество:
"Женщина находит свое счастье в приобретении сверхъестественных
сил. А любовь является только дурным сном, бредом".

                                    ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

   

   Двоюродный брат Е.П.Блаватской, граф Сергей фон Витте, в своих
"Воспоминаниях" писал о ней: "...вскоре она бросила мужа и переехала из Эривани в Тифлис к деду... 
Когда Блаватская появилась в доме Фадеевых, то мой дед счел, прежде всего, необходимым отправить ее скорее в Россию к ее отцу, который в то время командовал батареей где-то около Петербурга. Так как тогда
железных дорог на Кавказе еще, конечно, не было, то отправка
Блаватской совершилась следующим образом: дед назначил доверенного
человека " дворецкого, двух женщин из дворни и одного малого из
молодой мужской прислуги; был нанят большой фургон, запряженный
четырьмя лошадьми. Вот таким образом совершались эти дальние
поездки. Блаватская была отправлена с этой свитой до Поти, а из
Поти предполагали далее отправить ее морем в один из Черноморских
портов и далее уже по России. Когда они приехали в Поти, там стояло
несколько пароходов, и в их числе один английский пароход.
Блаватская снюхалась с англичанином, капитаном этого парохода, и в
одно прекрасное утро, когда люди в гостинице встали, они своей
барыни не нашли: Блаватская в трюме английского парохода удрала в
Константинополь".

   Синнет так описывал это происшествие: "Проезжая по пути в Поти
по Грузии, Блаватская постаралась устроить так, что все они, прибыв
в Поти, на пароход опоздали, он уже отправился в Одессу. В порту в
это время стоял английский пароход "Коммодор". Блаватская
поднялась на него и за богатое денежное вознаграждение уговорила
капитана взять на пароход всю группу. Однако пароход этот
отправлялся не в Одессу, а сначала в Керчь, потом он должен был
пойти в Таганрог на Азовском море и оттуда в Константинополь.
Блаватская приобрела билеты до Керчи для себя и для слуг. В Керчи
она послала слуг на берег, чтобы они нашли и подготовили до утра
для всех помещение. Однако ночью она решила порвать все связи с
прошлым и, оставшись на "Коммодоре", плыть на нем дальше.
Дальнейшее путешествие было также полно приключений. По прибытии в
Таганрог английский пароход должен был подвергнуться таможенному
осмотру. Надо было устроить так, чтобы у таганрогской полиции не
возникло подозрения, что на пароходе прячется лишний пассажир.
Предложенный способ укрыться в угольном трюме парохода пассажирка
забраковала. Решили, что там будет спрятан пароходный юнга, а она
займет его место. Для безопасности ее как больного юнгу уложили
в гамак. В Константинополе возникли новые затруднения: ей пришлось
с помощью стюарда поспешно бежать на берег, чтобы избавиться от
преследований капитана.

   В Константинополе ей посчастливилось встретиться с одной знакомой
русской дамой " княгиней Киселевой, с которой она отправилась на
некоторое время в путешествие по Египту, Греции и другим местам
Восточной Европы". 

   А.Л.Погосская высказывала следующую гипотезу: "В мемуарах г-жи
Ермоловой, которая хорошо знала Блаватскую в ее молодые годы и
обстоятельства ее жизни, мы обнаружили одну маленькую, никем еще не
замеченную деталь, которая, возможно, сыграла большую роль в судьбе
Блаватской. В то время в Тифлисе проживал князь Голицын,
родственник царского наместника Кавказа. Он часто бывал в доме
Фадеевых и очень заинтересовался необычной юной девушкой. Г-жа
Ермолова сообщает, что Голицын "слыл франк-масоном, магом и
предсказателем". На мой вопрос родные Е.П.Блаватской ответили,
что до замужества Елены князь Голицын действительно часто посещал
Фадеевых. Был ли он оккультистом, они не могут сказать, но это
возможно.

   Действительно, после отъезда князя Голицына из Тифлиса Елена
Петровна вышла замуж за очень старого человека Н.Блаватского.
Сопоставим это обстоятельство с последующим бегством ее из дома
мужа. Кажется возможным, что беседы ее с "магом" " князем
Голицыным, человеком хорошо знакомым с медиумическими и
ясновидческими феноменами " породили в ней мысли, которые
вдохновили ее на решение избежать чуждой ей жизни дамы высшего
общества. Также возможно, что она рассказала ему, симпатизирующему
ей, о своих видениях, о своем "Хранителе", и он дал ей
некоторую информацию, может быть даже адрес того египетского копта,
который стал, как полагают, ее первым учителем Оккультизма.

   Это подтверждает тот факт, что, прибыв в Керчь, она отсылает слуг
на берег, а сама едет не к отцу, как полагали ее родные и слуги, а
в Египет, и не одна, а с другом своим, княгиней Киселевой. Может
быть встреча с Киселевой была не счастливой случайностью, а все
было заранее договорено. Если догадка моя верна, то меняется весь
характер ее исчезновения, " это не бесцельные поиски приключений
(что надо совершенно исключить), а договоренная встреча с
определенной целью". [23, июль, 1913]

   Что Блаватская находилась под водительством и охраной своего
Учителя, это видно из письма ее к генералу Липпиту от 16 февраля
1881 г., в котором она писала: "С этой силой я знакома уже с
детства, но видела Его облик впервые много лет тому назад в одном
путешествии (когда была в Эривани " столице Армении)".

                  ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЕГИПТЕ И АФРИКЕ

   В "Разоблаченной Изиде" Блаватская описывает многие из
своих приключений. Вот одно из них, происшедшее в Египте:
"Музыка волнует каждого. Мелодичное пение, слабое
посвистывание, сладкий напевный звук флейты, привлекают
пресмыкающихся, где бы они ни находились. Это факт, который мы
наблюдали часто. В Верхнем Египте каждый раз, когда наш караван
останавливался, один молодой человек из нашей группы
путешественников, вообразивший, что он прекрасно играет на флейте,
развлекал нас своей игрой. Погонщики верблюдов и другие арабы в
таких случаях всегда останавливали его, так как им очень досаждало
неожиданное появление целых семей пресмыкающихся, которые обычно,
наоборот, уклоняются от встреч с путешественниками. Однажды мы
встретились с другой группой туристов, среди которых были
профессиональные укротители змей, и наш виртуоз был приглашен ими
показать свое искусство.

   Только он начал играть, послышался легкий шелест и музыкант наш
задрожал от ужаса, увидев у своих ног огромную змею. Змея эта с
поднятой головой пристально глядела на него и медленно, как бы
бессознательно, ползла, раскачивая свое тело и следя за каждым
движением музыканта. Затем показалась вторая змея, третья,
четвертая, за ними последовали другие. Мы все оказались таким
образом в их избранном обществе. Некоторые туристы в испуге
взобрались на своих верблюдов, другие спешили найти иные убежища.
Но паника была напрасной: искусные чародеи из второй группы, их
было трое, начали петь и вскоре они оказались покрытыми змеями с
ног до головы. Когда змеи приближались к ним, они как бы
оцепеневали, погружаясь в глубокую каталепсию с полузакрытыми
глазами. Осталась непокорной только одна большая змея с блестящей
кожей. Этот "меломан" пустыни продолжал грациозно кланяться
и раскачиваться, как если бы она всю жизнь танцевала на своем
хвосте, сохраняя при этом в своих движениях прежний ритм флейты.
Змея эта не захотела поддаваться арабским чарам, всецело отдавшись
музыке флейтиста, который в конце концов не выдержал и сбежал.
Тогда присутствовавший заклинатель змей вынул из своей сумки
полузавядший росток какого-то растения, сильно пахнущего мятой и
повеял этим ростком перед змеей. Змея, продолжая стоять на своем
хвосте, стала приближаться к растению. Еще через несколько секунд
этот "исконный враг человека" оказался обвитым вокруг руки
чародея и застывшим.

   То, что танцующие, ставшие безвредными,
змеи все же остаются ядовитыми, показал Форбес. Он говорил:
"Замолкла ли вдруг внезапно музыка или по какой-то другой
причине, но змея, которая танцевала в кругу крестьян, вдруг
бросилась на наблюдавших ее и ужалила одну женщину в шею. Через
полчаса женщина скончалась". 

                            ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АМЕРИКЕ

   По сведениям Синнета, в Америке она была три раза.

   В связи с этим Блаватская писала: "Многочисленные пещеры и
руины, обнаруживаемые в обеих Америках, а также на Вест-Индских
островах, " все они связаны с затонувшей Атлантидой. В то время,
как иерофанты Старого Света во времена Атлантиды были связаны с
Новым Светом наземными путями, маги несуществующей теперь страны,
имели целую сеть подземных коридоров, расходящихся по всем
направлениям.

   Пустыня Гоби, как и вся независимая монгольская территория и Тибет
защищены от проникновения туда посторонних. Те, кому разрешено
ступить ногой на эти земли, находятся под особой охраной и
водительством и они не смеют рассказать об известных им местах и о
тех, кто пребывает там. Если бы не было этого запрета, я многое
могла рассказать об этих местах, что читалось бы с большим
интересом. Однако, рано или поздно наступит время, когда пески
пустыни раскроют свои долго скрываемые тайны и тогда нашему
самомнению придется пережить не одно унижение".

   Что в путешествиях Блаватской по Америке была определенная цель, в
этом не может быть сомнений. В Мексику она отправилась в 1851 году,
в Перу она была дважды и говорит, что у нее там были "дела"
с каким-то "местным старцем, перуанским жрецом", и что она
была в центре страны с каким-то "таинственным перуанцем".

   Когда в 1872 году окончились ее поездки и началась ее настоящая
работа, она попыталась сначала "одухотворить спиритуализм"
и тогда, когда эта попытка не удалась, она помогла организации
Теософского Общества.